Features of interpersonal relations of first-year students with cybercommunicative addiction

 
PIIS181570410019586-9-1
DOI10.54884/S181570410019586-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of Physical Culture
Affiliation: Ishim Pedagogical Institute Named After P.P. Ershov, Branch of Tyumen State University in Ishim
Address: Russian Federation, Ishim
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages70-75
Abstract

The article deals with the problem of cybercommunicative addiction in adolescence. Young people with Internet addiction feel more confident and emotionally comfortable in the Internet space, tend to self-actualize mainly in virtual reality and lose interest in achieving success in real life. As a result of the experimental study, it was found that students with low, medium and high levels of cybercommunicative dependence use different modes of behavior and have different types of relationships with people around them, which can hinder or contribute to their personal self-realization and successful professional development.

Keywordsprofessional development, personal self-realization, Internet addiction, cyber-communicative addiction, types of interpersonal relationships, ways of behavior, adolescence
Received07.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters10007
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В период юности происходит формирование активной жизненной позиции, личностное и профессиональное самоопределение, формирование убеждений и ценностей. Для того чтобы стать компетентным специалистом, добиваться успехов в выбранной профессии и реализовать свои способности, молодым людям необходимы уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, развитые коммуникативные навыки, критическое и рациональное мышление, эмоциональная устойчивость, умения быстро ориентироваться и принимать решения в ситуациях неопределенности, быть мобильными и конкурентоспособными.
2 На становление личности в юности может оказывать негативное влияние зависимость от пользования сетью Интернет. Киберкоммуникативная зависимость является разновидностью интернет-зависимости, определяется, как зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что приводит к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными [10].
3 М. Ю. Крицина и А. В. Гордеева выявили, что старшеклассники, имеющие киберкоммуникативную зависимость, чувствуют себя увереннее и эмоционально комфортнее в Интернет-пространстве, где они и удовлетворяют потребности в общении и самореализации. В реальных отношениях они испытывают покорность, конформность. В конфликтном взаимодействии стараются держать нейтралитет, не склонны отстаивать собственное мнение [2]. По данным М. М. Эркеновой и Г.С. Галетиной, подростки, предрасположенные к киберкоммуникативной зависимости, более дружелюбны, нерешительны, конформны, застенчивы. Испытуемые, не предрасположенные к киберкоммуникативной зависимости, наоборот, проявляют уверенность в себе, имеют четкую позицию во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обеспечивает им большую свободу в общении [8].
4 Т. А. Бергис и Л. Р. Азизовой также установлены более низкие навыки общения у молодых людей юношеского возраста с более высоким уровнем интернет-зависимого поведения. Они отличаются податливостью, неспособностью отказывать, отстаивать свою точку зрения, напряженностью. И наоборот, низкий уровень интернет-зависимости выявлен у молодых людей с более развитыми коммуникативными навыками [1].
5 М. М. Эркенова и Г.С. Галетина отмечают, что студенты, стремящиеся реализовать себя в виртуальном пространстве, не имеют достаточных возможностей удовлетворять свои потребности в реальном мире, что приводит к развитию у них внутриличностных конфликтов. Присущая студентам потребность в самореализации и готовность к самоизменениям не находят адекватного отражения в реальной действительности [9]. Исследователи также отмечают, что в раннем юношеском возрасте интернет-зависимое поведение, удовлетворяя потребность в избирательном общении, накладывает отпечаток на развитие всей личности: на учебную деятельность, формирование избегательных стратегий поведения, потерю интереса к самореализации и достижению успехов в реальном мире, вызывает серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере.

views: 389

Readers community rating: votes 0

1. Bergis T. A., Azizova L. R. Vzaimosvyaz' internet-zavisimogo povedeniya i osobennostej mezhlichnostnogo obscheniya lichnosti rannego yunosheskogo vozrasta // Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya. – 2015. – №1. – S. 46–49.

2. Kritsina M. Yu., Gordeeva A. V. Osobennosti protsessa kibersotsializatsii podrostkov v sovremennom informatsionnom prostranstve // Donetskie chteniya 2017: Russkij mir kak tsivilizatsionnaya osnova nauchno-obrazovatel'nogo i kul'turnogo razvitiya Donbassa. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii studentov i molodykh uchenykh, 17-20 oktyabrya. – Donetsk, 2017. – S. 52-55.

3. Minaeva V. M. Psikhologo-pedagogicheskij praktikum: uchebnoe posobie dlya vuzov. – M.: Akademicheskij proekt; Trista, 2004. – 128 s.

4. Palyutina I. N. Lichnostnye determinanty zavisimosti ot sotsial'nykh setej v podrostkovom vozraste [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2638/2200_53551_f74df1.pdf (data obrascheniya: 3. 02. 2021)

5. Cashnikova S. E., Nelidkin A. M., Massala D. B. Internet-zavisimost' molodezhi: problemy i puti ikh resheniya // Internet kak real'nost'. Sbornik dokladov II-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – 2016. – S. 123-129.

6. Toncheva A. V. Diagnostika kiberkommunikativnoj zavisimosti [Ehlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal Naukovedenie. – 2012. – № 4 (13). – S. 138–143. – Rezhim dostupa: — URL https://naukovedenie.ru/PDF/64pvn412.pdf (data obrascheniya: 5.02.2021)

7. Toncheva A. V. Motivatsiya uchebnoj deyatel'nosti podrostkov s kiberkommunikativnoj zavisimost'yu [Ehlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal Naukovedenie. – 2013. – № 6. – S. 138–143. – Rezhim dostupa: — URL https://naukovedenie.ru/PDF/128PVN613.pdf (data obrascheniya: 3.02.2021)

8. Ehrkenova M. M., Galetina G. S. Garmonizatsiya struktur integral'noj individual'nosti studentov kak uslovie profilaktiki kiberkommunikativnoj zavisimosti [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: — URL https://pglu.ru/upload/iblock/728/38.pdf (data obrascheniya: 3.02.2021)

9. Ehrkenova M. M., Galetina G. S. Tendentsii razvitiya kiberkommunikativnoj zavisimosti v yunosheskom vozraste // Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz. – 2015. – №4. – S. 12 – 16.

10. Young K. S. Treatment outcomes with Internet Addicts // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – № 5. – R. 13-16.

Система Orphus

Loading...
Up