Volunteering as a factor of social activity among senior high school students in the economic culture formation

 
PIIS181570410019561-2-1
DOI10.54884/S181570410019561-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at Department “Economics”
Affiliation: Saint Petersburgh State University of Civil Aviation
Address: Russian Federation, Saint Petersburgh
Occupation: Professor of Department Language Training
Affiliation: Saint Petersburgh State University of Civil Aviation
Address: Russian Federation, St.Petersburg
Occupation: Teacher of Additional Education
Affiliation: Gymnasia № 16
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Affiliation: Novosibirsk State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Novosibirsk
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages56-60
Abstract

The study is devoted to the peculiarities of the volunteer activities of high school students in the formation of economic culture. The urgency of this problem lies in the fact that in modern conditions, the issue of the development of social activity of young people, manifested in various forms, including volunteering, is of particular importance.During the study, the authors note that today the problem arises of finding forms and means that will effectively form and develop socially significant personal qualities of future generations. At the same time, attention is focused on the structural component of economic culture - financial literacy among high school students for further independent use and successful socialization, to form the educational space of an educational organization in different vectors of development.

Keywordsvolunteering, senior high school student, high school, volunteer program, financial education
Received06.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters11189
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Многочисленные изменения, происходящие в России на современном этапе, тесно связаны с инновационным путем развития страны. Сегодня стали остро осознавать, что нашему обществу катастрофически не хватает инициативных, самостоятельных, креативных молодых людей, с активной гражданской позицией, способных работать в команде, брать на себя ответственность и принимать решения в различных ситуациях. Таким образом, актуален вопрос о развитии социальной активности молодёжи.
2 На сегодняшний день в среднем образовании подвержены пересмотру не только процесс обучения старшеклассников, но и цели обучения и направления их реализации. На это направлены такие государственные документы, как «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [1], «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [2], «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года» [3].
3 Безусловно, с помощью развития системы добровольчества (волонтерства) появились возможности для формирования навыков добровольческих (волонтерских) инновационных практик в социальной деятельности, для восполнения дефицита кадров, обладающих современными компетенциями, знаниями, определенной гражданской ответственностью и социальной активностью.
4 Сегодня особое внимание в исследованиях данного направления уделяется проблемам социальной активности молодёжи, которая тесно связана с волонтерством.
5 Определенный интерес могут вызвать работы, рассматривающие организационно- и социально-экономические аспекты волонтерства. К этим исследователям следует отнести Л.А. Кудринскую, Н.Г. Бодренкова, М.В. Певную, Т.Г. Нежину и др.; таких зарубежных авторов, как А. Циммер, С. Нэрлих, У. Бек, А. Эверс. Дж. Брудни, Т. Баум, Г. Кускелли, К. Смит, К. Холмс, К. Макаллум.
6 Не случайно, в последние годы к волонтерству как к социальному феномену проявляют внимание многие исследователи, например, социолог М.В. Певная отмечает, что явление волонтерства изучается многими науками, включая историю, психологию, экономику, педагогику и пр.[7].
7 Заслуживает внимания, например, опыт США, в котором уделяется большое внимание волонтерству, в школы внедряются новые программы под названием «умное волонтерство» [8]. По словам Дж. Шмидт и В.Агеевой, этот термин связан с синтезом понятий «волонтерства» и практики (производственной практики).
8 Волонтерские проекты в США реализуются школами различных штатов, на базе методики «умного волонтерства» охватывающих местные общины (районы). Следует отметить, что некоторые школы выполняют волонтерскую деятельность в виде проектов, которые зачастую объединяют академический и практический аспекты. Например, школе дается задание по выполнению экологического проекта в местном парке. Данный проект связан с предметом «Биология», который изучают школьники. Работая над такими темами, как экосистемы, природные циклы, виды растений и прочее, школьники, с одной стороны, узнают много нового о данном предмете (академический аспект), а с другой – помогают служащим в парке (практическая деятельность). Таким образом, проект может представлять собой «умное волонтерство», т.е. школьники совмещают учебу и практику в парке.

views: 374

Readers community rating: votes 0

1. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federatsii na 2017–2023 gody. Rasporyazhenie ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r.

2. Kontseptsiya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federatsii do 2025 goda. Rasporyazhenie ot 27 dekabrya 2018 g. № 2950-r.

3. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v RF do 2025 goda (postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 № 751).

4. Bashaev N. N. Rol' fizicheskogo vospitaniya v formirovanii sotsial'noj aktivnosti studentov: dis. … kand. ped. nauk. – L., 1979. – 238 s.

5. Grass T.P., Petrischev V.I., Romanyuk A.Ya. Formirovanie ehkonomicheskoj kul'tury i sotsial'nykh kompetentsij starsheklassnikov Rossii i SShA // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. – 2018. – № 4 (46). – S.30-39.

6. Leont'ev A. N. Psikhologicheskaya teoriya deyatel'nosti / A. N. Leont'ev // Izbr. psikholog. proizv.: v 2 t. / pod red. V. V. Davydova i dr. – M.: Pedagogika, 1983. – T. 2. – 318 s.

7. Pevnaya M.V. Volontyorstvo kak sotsial'nyj fenomen: upravlencheskij podkhod: dis. … d-ra sotsiolog. nauk. – Ekaterinburg, 2016. – S.7.

8. Shmidt Dzh., Ageeva V. Programmy «umnogo volonterstva» v shkolakh SShA: novye perspektivy dlya povysheniya ehffektivnosti obrazovaniya i grazhdanskogo vospitaniya molodezhi // Volontyor (Vserossijskij nauchno-prakticheskij zhurnal). – 2013. – №1-2. – S.22-42.

Система Orphus

Loading...
Up