Волонтерство как фактор развития социальной активности в формировании экономической культуры старшеклассников

 
Код статьиS181570410019561-2-1
DOI10.54884/S181570410019561-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры «Экономика»
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Должность: Профессор кафедры языковой подготовки
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Должность: Педагог дополнительного образования
Аффилиация: МБОУ «Гимназия № 16» г. Красноярска
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Аффилиация: ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы56-60
Аннотация

Исследование посвящено особенности волонтерской деятельности старшеклассников по формированию экономической культуры. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современных условиях особую значимость приобретает вопрос развития социальной активности молодежи, проявляющейся в разных формах, включая волонтерство. Авторы отмечают, что сегодня возникает задача поиска форм и средств, позволяющих результативно формировать и развивать социально значимые личные качества будущих поколений. При этом акцентируется внимание на структурном компоненте экономической культуры – финансовой грамотности; для его дальнейшего самостоятельного применения и успешной социализации старшеклассников важно сформировать воспитательное пространство образовательной организации в разных векторах развития.

Ключевые словаволонтерство, социальная активность, формирование экономической культуры, проект, старшеклассник
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований( РФФИ), проект № 18-013-00176
Получено06.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов11189
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Многочисленные изменения, происходящие в России на современном этапе, тесно связаны с инновационным путем развития страны. Сегодня стали остро осознавать, что нашему обществу катастрофически не хватает инициативных, самостоятельных, креативных молодых людей, с активной гражданской позицией, способных работать в команде, брать на себя ответственность и принимать решения в различных ситуациях. Таким образом, актуален вопрос о развитии социальной активности молодёжи.
2 На сегодняшний день в среднем образовании подвержены пересмотру не только процесс обучения старшеклассников, но и цели обучения и направления их реализации. На это направлены такие государственные документы, как «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [1], «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [2], «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года» [3].
3 Безусловно, с помощью развития системы добровольчества (волонтерства) появились возможности для формирования навыков добровольческих (волонтерских) инновационных практик в социальной деятельности, для восполнения дефицита кадров, обладающих современными компетенциями, знаниями, определенной гражданской ответственностью и социальной активностью.
4 Сегодня особое внимание в исследованиях данного направления уделяется проблемам социальной активности молодёжи, которая тесно связана с волонтерством.
5 Определенный интерес могут вызвать работы, рассматривающие организационно- и социально-экономические аспекты волонтерства. К этим исследователям следует отнести Л.А. Кудринскую, Н.Г. Бодренкова, М.В. Певную, Т.Г. Нежину и др.; таких зарубежных авторов, как А. Циммер, С. Нэрлих, У. Бек, А. Эверс. Дж. Брудни, Т. Баум, Г. Кускелли, К. Смит, К. Холмс, К. Макаллум.
6 Не случайно, в последние годы к волонтерству как к социальному феномену проявляют внимание многие исследователи, например, социолог М.В. Певная отмечает, что явление волонтерства изучается многими науками, включая историю, психологию, экономику, педагогику и пр.[7].
7 Заслуживает внимания, например, опыт США, в котором уделяется большое внимание волонтерству, в школы внедряются новые программы под названием «умное волонтерство» [8]. По словам Дж. Шмидт и В.Агеевой, этот термин связан с синтезом понятий «волонтерства» и практики (производственной практики).
8 Волонтерские проекты в США реализуются школами различных штатов, на базе методики «умного волонтерства» охватывающих местные общины (районы). Следует отметить, что некоторые школы выполняют волонтерскую деятельность в виде проектов, которые зачастую объединяют академический и практический аспекты. Например, школе дается задание по выполнению экологического проекта в местном парке. Данный проект связан с предметом «Биология», который изучают школьники. Работая над такими темами, как экосистемы, природные циклы, виды растений и прочее, школьники, с одной стороны, узнают много нового о данном предмете (академический аспект), а с другой – помогают служащим в парке (практическая деятельность). Таким образом, проект может представлять собой «умное волонтерство», т.е. школьники совмещают учебу и практику в парке.

всего просмотров: 372

Оценка читателей: голосов 0

1. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Распоряжение от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.

2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение от 27 декабря 2018 г. № 2950-р.

3. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

4. Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности студентов: дис. … канд. пед. наук. – Л., 1979. – 238 с.

5. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Романюк А.Я. Формирование экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников России и США // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2018. – № 4 (46). – С.30-39.

6. Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности / А. Н. Леонтьев // Избр. психолог. произв.: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – 318 с.

7. Певная М.В. Волонтёрство как социальный феномен: управленческий подход: дис. … д-ра социолог. наук. – Екатеринбург, 2016. – С.7.

8. Шмидт Дж., Агеева В. Программы «умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи // Волонтёр (Всероссийский научно-практический журнал). – 2013. – №1-2. – С.22-42.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх