Воспитание гражданской позиции студенческой молодежи в мире информационного многообразия

 
Код статьиS181570410019530-8-1
DOI10.54884/S181570410019530-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Проректор по международной деятельности
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: Заведующий кафедрой технологического и художественного образования
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (67)
Страницы16-23
Аннотация

В статье представлены результаты исследования гражданской позиции студентов в условиях информационного многообразия и типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Авторы приводят данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 1348 студентов из вузов России. Исследование позволило выявить степень социальной вовлеченности студентов в общественно-политические процессы и уровень их интереса к событиям, происходящим в политической и культурной жизни страны и региона, выявить ролевую позицию студентов в гражданском обществе и общественно-политической жизни страны. Результаты эмпирического исследования составили основу для разработки оригинальной типологии моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях многообразной информационной среды. Для описания моделей использовались критерии: характер педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся; способы и средства организации процесса гражданского образования; социально-педагогическое пространство; используемые источники информации. На основании перечисленных выше критериев в типологию включены когнитивная, институциональная и деятельностная модели гражданского образования.

Ключевые словагражданское образование, гражданская позиция, учащаяся молодежь, модели гражданского образования, информационное многообразие
Получено05.04.2022
Дата публикации06.05.2022
Кол-во символов22739
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Проблема гражданского образования и воспитания учащейся молодежи всегда была актуальной для педагогической науки в различных странах мира. В историческом плане воспитание гражданской культуры и идентичности рассматривалось во взаимосвязи интересов государства, личности и общества. В отечественной науке вопросами гражданской позиции и правовой культуры представителей молодого поколения в разное время занимались такие ученые, как Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, В. Д. Кутьев, E. H. Степанов, И. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.
2 В настоящее время многие исследователи отмечают возрастающий интерес во многих странах к роли высшего образования в формировании активной гражданской позиции молодежи. По мнению таких ученых, как L. N. Polushina , N. N. Kleshchina , I. A. Sinitsyna , N. I. Merzlikina и др., современные университеты способны создавать наиболее благоприятные условия для социальной вовлеченности студенческой молодежи, развития у обучающихся критического и рефлексивного мышления, необходимого им для участия в управлении демократическим обществом [11]. Различные аспекты гражданского образования студентов в современной высшей школе исследовались С. И. Баляевым, Д. А. Бурковой, Ю. С. Калягин ым, Д. И. Шестаковой и др. [1; 3].
3 В последние годы в России и за рубежом увеличивается количество работ, рассматривающих влияние Интернет-ресурсов на развитие гражданской позиции молодежи в условиях информационного многообразия. Под «информационным многообразием» понимается совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, значимых политических, экономических и культурных событиях, происходящих в стране и регионе [8].
4 Объектами исследования становятся такие аспекты данной проблемы, как уважение авторского права и интеллектуальной собственности, этические вопросы общения в социальных сетях, соблюдение конфиденциальности и безопасности. В настоящее время продолжается научная дискуссия об эффективных моделях гражданского образования, которые могут быть спроектированы и реализованы в условиях информационного многообразия и обеспечат устойчивость молодежи к рискам и вызовам эпохи цифровизации.
5 В последние годы информационные ресурсы Российской Федерации и ряда других стран подвергались многочисленным кибератакам, цели которых варьируются от хищения конфиденциальной информации до дестабилизации общественно-политической ситуации, оказания деформирующего влияния на гражданское сознание подрастающего поколения.
6 Информационная безопасность может обеспечиваться за счет разработки технических мер защиты информации, широкого спектра законодательных и нормативных актов, проектирования смарт-решений, разработки стандартов. Однако внедрение любых технологий, юридических норм и стандартов будет иметь лишь поверхностный эффект, если не будут учитываться человеческий фактор, воспитательные возможности образовательных организаций, институтов гражданского общества. При этом речь идет не только о создании в образовательных организациях информационно-образовательной среды со средствами и способами защиты обучающихся от негативной информации, не только о формировании алгоритма действий и поведения молодых людей в виртуальном пространстве, но и о построении системы гражданского образования учащейся молодежи, которое может быть рассмотрено как объект фундаментальных научно-педагогических исследований [4].

всего просмотров: 317

Оценка читателей: голосов 0

1. Баляев С. И., Буркова Д. А., Морозова Н. Н. Особенности представлений о законе и справедливости у студентов вуза // Образование и наука. – 2019. – №8. – С. 112-129.

2. Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития: моногр. / М. Н. Певзнер, Е. В. Иванов, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2021. – 206 с.

3. Калягин Ю. С., Авдеев Е. С., Шестакова Д. И. Социально-психологические факторы формирования некоторых элементов правосознания у студенческой молодежи // Психология и право. – 2014. ¬– № 3. – С. 41-55.

4. Концепции и модели подготовки педагогов к работе в гетерогенной образовательной среде: моногр. / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. – 333 с.

5. Корнетов Г. Б. Общественно-активные школы: характер и особенности // Школьные технологии. – 2009.– № 3. – С. 100-108.

6. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2005. – 182 с.

7. Певзнер М. Н., Петряков П. А. Университет и гражданское общество: проблемы взаимодействия // Совет ректоров.– 2012. – №5. – С. 22-30.

8. Певзнер М. Н., Петряков П. А., Донина И. А. Тенденции развития информационного многообразия в современном обществе // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65–1. – С. 201-205.

9. Территориальные детско-взрослые сообщества: модели, концепции и тенденции развития: моногр. / М. Н. Певзнер, Р. М. Шерайзина, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, Р. М. Шерайзиной, И. А. Дониной. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. ¬¬¬¬¬¬¬¬– 262 с.

10. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Shaidorova N. A. Civic Education of University Students in the Context of Information Diversity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Vol. LIX. CIEDR-2018 (The International Scientific and Practical Conference “Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities”) // Future Academy. – 2019. – eISSN: 2357-1330. – P. 941–949.

11. Polushina L. N., Kleshchina N. N., Sinitsyna I. A., Merzlikina N. I., & Shlenskaya N. M. The role of higher education in saving societies in challenging circumstances // Espacios. – 2018. – №49. – P. 34-41.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх