Upbringing of students’ civic position in the world of information diversity

 
PIIS181570410019530-8-1
DOI10.54884/S181570410019530-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Pro-Rector for International Affairs
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Head of the Department of Professional Pedagogical Education and Social Management
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Head of the Department of Technological and Art Education
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (67)
Pages16-23
Abstract

The article presents the results of the study of students' civic position in the context of informational diversity and the typology of models of students’ civic education that consider the factor of informational diversity. The authors provide the data from an online survey in which 1,348 students from Russian universities took part. The study made it possible to reveal the degree of students' social involvement in socio-political processes and the level of their interest in events taking place in the political and cultural life of the country and the region, to identify the role of students in civil society and the socio-political life of the country. The results of the empirical research have formed the basis for the development of an original typology of models of civic education for students in the diverse information environment. The following criteria were used to describe the models: the nature of the pedagogical interaction between teachers and students; ways and means of organizing the process of civic education; socio-pedagogical space; sources of used information . Based on these criteria, the typology includes cognitive, institutional and activity models of civic education.

Keywordscivic education, civic stand, student youth, models of civic education, information diversity
Received05.04.2022
Publication date06.05.2022
Number of characters22739
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Проблема гражданского образования и воспитания учащейся молодежи всегда была актуальной для педагогической науки в различных странах мира. В историческом плане воспитание гражданской культуры и идентичности рассматривалось во взаимосвязи интересов государства, личности и общества. В отечественной науке вопросами гражданской позиции и правовой культуры представителей молодого поколения в разное время занимались такие ученые, как Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, В. Д. Кутьев, E. H. Степанов, И. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.
2 В настоящее время многие исследователи отмечают возрастающий интерес во многих странах к роли высшего образования в формировании активной гражданской позиции молодежи. По мнению таких ученых, как L. N. Polushina , N. N. Kleshchina , I. A. Sinitsyna , N. I. Merzlikina и др., современные университеты способны создавать наиболее благоприятные условия для социальной вовлеченности студенческой молодежи, развития у обучающихся критического и рефлексивного мышления, необходимого им для участия в управлении демократическим обществом [11]. Различные аспекты гражданского образования студентов в современной высшей школе исследовались С. И. Баляевым, Д. А. Бурковой, Ю. С. Калягин ым, Д. И. Шестаковой и др. [1; 3].
3 В последние годы в России и за рубежом увеличивается количество работ, рассматривающих влияние Интернет-ресурсов на развитие гражданской позиции молодежи в условиях информационного многообразия. Под «информационным многообразием» понимается совокупность информационных источников и каналов, позволяющих человеку получить значительные по объему, разноплановые и порой альтернативные сведения и суждения об окружающем мире, значимых политических, экономических и культурных событиях, происходящих в стране и регионе [8].
4 Объектами исследования становятся такие аспекты данной проблемы, как уважение авторского права и интеллектуальной собственности, этические вопросы общения в социальных сетях, соблюдение конфиденциальности и безопасности. В настоящее время продолжается научная дискуссия об эффективных моделях гражданского образования, которые могут быть спроектированы и реализованы в условиях информационного многообразия и обеспечат устойчивость молодежи к рискам и вызовам эпохи цифровизации.
5 В последние годы информационные ресурсы Российской Федерации и ряда других стран подвергались многочисленным кибератакам, цели которых варьируются от хищения конфиденциальной информации до дестабилизации общественно-политической ситуации, оказания деформирующего влияния на гражданское сознание подрастающего поколения.
6 Информационная безопасность может обеспечиваться за счет разработки технических мер защиты информации, широкого спектра законодательных и нормативных актов, проектирования смарт-решений, разработки стандартов. Однако внедрение любых технологий, юридических норм и стандартов будет иметь лишь поверхностный эффект, если не будут учитываться человеческий фактор, воспитательные возможности образовательных организаций, институтов гражданского общества. При этом речь идет не только о создании в образовательных организациях информационно-образовательной среды со средствами и способами защиты обучающихся от негативной информации, не только о формировании алгоритма действий и поведения молодых людей в виртуальном пространстве, но и о построении системы гражданского образования учащейся молодежи, которое может быть рассмотрено как объект фундаментальных научно-педагогических исследований [4].

views: 282

Readers community rating: votes 0

1. Balyaev S. I., Burkova D. A., Morozova N. N. Osobennosti predstavlenij o zakone i spravedlivosti u studentov vuza // Obrazovanie i nauka. – 2019. – №8. – S. 112-129.

2. Grazhdanskoe obrazovanie molodezhi v usloviyakh informatsionnogo mnogoobraziya: kontseptsii, modeli, tendentsii razvitiya: monogr. / M. N. Pevzner, E. V. Ivanov, P. A. Petryakov i dr.; pod obsch. red. M. N. Pevznera, P. A. Petryakova. – Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2021. – 206 s.

3. Kalyagin Yu. S., Avdeev E. S., Shestakova D. I. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory formirovaniya nekotorykh ehlementov pravosoznaniya u studencheskoj molodezhi // Psikhologiya i pravo. – 2014. ¬– № 3. – S. 41-55.

4. Kontseptsii i modeli podgotovki pedagogov k rabote v geterogennoj obrazovatel'noj srede: monogr. / M. N. Pevzner, P. A. Petryakov i dr.; pod obsch. red. M. N. Pevznera, P. A. Petryakova. – Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2019. – 333 s.

5. Kornetov G. B. Obschestvenno-aktivnye shkoly: kharakter i osobennosti // Shkol'nye tekhnologii. – 2009.– № 3. – S. 100-108.

6. Pevzner V. M. Pedagogicheskij potentsial studencheskogo samoupravleniya v sovremennom vuze: dis. … kand. ped. nauk. – Velikij Novgorod, 2005. – 182 s.

7. Pevzner M. N., Petryakov P. A. Universitet i grazhdanskoe obschestvo: problemy vzaimodejstviya // Sovet rektorov.– 2012. – №5. – S. 22-30.

8. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Donina I. A. Tendentsii razvitiya informatsionnogo mnogoobraziya v sovremennom obschestve // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – 2019. – № 65–1. – S. 201-205.

9. Territorial'nye detsko-vzroslye soobschestva: modeli, kontseptsii i tendentsii razvitiya: monogr. / M. N. Pevzner, R. M. Sherajzina, P. A. Petryakov i dr.; pod obsch. red. M. N. Pevznera, R. M. Sherajzinoj, I. A. Doninoj. – Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2016. ¬¬¬¬¬¬¬¬– 262 s.

10. Pevzner M. N., Petryakov P. A., Shaidorova N. A. Civic Education of University Students in the Context of Information Diversity. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Vol. LIX. CIEDR-2018 (The International Scientific and Practical Conference “Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities”) // Future Academy. – 2019. – eISSN: 2357-1330. – P. 941–949.

11. Polushina L. N., Kleshchina N. N., Sinitsyna I. A., Merzlikina N. I., & Shlenskaya N. M. The role of higher education in saving societies in challenging circumstances // Espacios. – 2018. – №49. – P. 34-41.

Система Orphus

Loading...
Up