Особенности формирования ценностно-правовых ориентаций современной учащейся молодежи

 
Код статьиS181570410019364-5-1
DOI10.54884/S181570410019364-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Командир курсантской роты, аспирант
Аффилиация: Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Адрес: Российская Федерация, Новороссийск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы137-142
Аннотация

Дальнейшее развитие нашего демократического государства возможно только при активном и конструктивном участии всего населения в осуществляемых преобразованиях, охвативших все сферы социальной жизни: политику, экономику, образование, оборону и другие. Консолидация российского социума, гражданственность, патриотизм, справедливость, законность и правопорядок выходят сегодня на первый план. Именно это предопределяет потребность в усилении действенности воспитательной работы со всеми категориями граждан. В то же время основное внимание следует уделить учащейся молодежи. Выпускники вузов должны быть не только первоклассными специалистами, конкурентоспособными на рынке труда. Они должны обладать высоким уровнем правовой культуры, быть законопослушными, располагать четкой и активной гражданской позицией, базирующейся на ценностно-правовых ориентациях, любви к Отечеству, желании быть полезным своему государству и своему народу.В статье с опорой на подходы отечественных ученых рассматриваются сущность феноменов «ценность» и «ценностные ориентации», приводятся особенности формирования ценностно-правовых ориентаций у современной учащейся молодежи.

Ключевые словадуховная деятельность личности, ориентации, особенности, учащаяся молодежь, формирование, ценности, ценностно-правовые ориентации
Получено24.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов13867
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Глубинные трансформации, происходящие в нашей стране, настоятельно требуют вовлечения подрастающих поколений в конструктивные процессы строительства демократии, реализации каждым молодым гражданином своих прав, укрепления законности и правопорядка.
2 В первую очередь это относится к учащейся молодежи, будущим профессиональным кадрам, которые в ближайшие годы вольются в ряды специалистов государственных учреждений и организаций, пополнят педагогические и воинские коллективы. Именно им предстоит принять от старших поколений эстафету управления, сохранения, развития и защиты Российской Федерации.
3 Важность и серьезность данной задачи требует ответить на вопрос: готова ли современная молодежь к предстоящей миссии? Способна ли она сохранить Отечество и защищать его интересы, ценности, язык и культуру, обеспечить суверенитет и неприкосновенность российских территорий?
4 Решение данной задачи видится прежде всего в плоскости привития юношам и девушкам правовой культуры, формировании нравственно-правовых ценностей личности, основу которой должны составить широкое мировоззрение, беспристрастное отношение к государству, социуму, Конституции и федеральным законам, а также наличие комплекса правовых знаний, убеждений и установок, устойчивых ценностно-правовых ориентаций, проявляемых в повседневной и профессиональной деятельности, общении и поведении. Вооружение молодых людей совокупностью ценностно-правовых ориентаций позволит обогатить духовную деятельность личности, утвердить личностные представления о правовых идеалах и достойных поступках человека, обеспечит регулирование жизнедеятельности молодых граждан и правовую рефлексию.
5 Следовательно, социальная обусловленность ценностей, выступающих критериями формирования и становления духовного мира личности, подтверждают актуальность и своевременность этой проблемы.
6 Изучение содержания научных словарей [3, 10, 11, 13] позволило установить, что ценностная проблематика исследуется многими науками и для каждой из них свойственен свой уникальный подход, обусловленный спецификой объекта и предмета каждой из них, направленностью на личность и социум. Выступая в роли внутреннего имманентного конструкта, ценностная сфера личности позволяет учащейся молодежи намечать цели и маршруты своего развития, координировать свое поведение и отношение к деятельности.
7 В философии «ценности» понимаются как некие «социальные определения объектов окружающего мира», что позволяет человеку установить для себя и социума их положительную и отрицательную значимость [13]. Социологический энциклопедический словарь трактует «ценности» как «особое общественное отношение» [11], словарь по педагогической психологии – как «значимость объектов» действительности, имеющую положительную или отрицательную характеристику [10]. В педагогике «ценности» – это «наиболее значимые явления и предметы реальной действительности», которые соответствуют или не соответствуют потребностям государства, социума, группам или личности [3]. А.К. Быков и А.Н. Вырщиков сформулировали следующее определение: «Ценности – абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного» [6].

всего просмотров: 235

Оценка читателей: голосов 0

1. Артюхова И.С. Цели литературного образования в контексте воспитания гражданских ценностей в современном социуме // Проблемы современного образования. – 2010. – №55. – С.48-54.

2. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) //Образование и наука. Известия УРО РАО. – 2003. – №1. – С. 119-136.

3. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 131 с.

4. Муртузалиева М.А. Педагогические условия формирования правовой культуры студента сельскохозяйственного вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2012. – №4(21). – С. 92-95.

5. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. – 2011. – №4. – С. 286-289.

6. Патриотическое воспитание: Словарь-справочник / под ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова. – Волгоград: Изд-во ВГАПКРО, 2009. – 180 с.

7. Путин В.В. Россия – страна уникальных возможностей для молодежи [Электронный ресурс] /https://regnum.ru/news/society/3276634.html (дата обращения: 23.05.2021).

8. Рубцова Л.В. Этапы формирования ценностных ориентаций подростков в досуговой деятельности //Вестник культуры и искусств. – 2006. – №(10). – С. 76-83.

9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

10. Словарь по педагогической психологии [Электронный ресурс] / http://www.вокабула.рф/словари/ (дата обращения: 01.04.2021).

11. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] /https://gufo.me/ (дата обращения: 01.04.2021).

12. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. – 136 с.

13. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх