Политеоретический комплекс как ядро концепции моделирования событийных сетей для разновозрастных сообществ

 
Код статьиS181570410019267-8-1
DOI10.54884/S181570410019267-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Консультант аспирантов
Аффилиация: ФГБНУ "Институт управления образованием Российской академии образования"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы99-106
Аннотация

Нынешняя социокультурная ситуация характеризуется активной реализацией моделей сетевой структуры общества. Цель представленного в статье исследования – создание политеоретического комплекса, рассматриваемого в качестве основы концепции моделирования событийных сетей для разновозрастных сообществ. Задачи исследования:    1) разработать политеоретический комплекс для моделирования событийных сетей, содержания и технологий неформального образования и воспитания разновозрастного сетевого сообщества; 2) определить параметры педагогического обеспечения развития сетевых разновозрастных сообществ в современном образовании; 3) провести пилотный анализ мер государственной поддержки неформального образования разновозрастных сообществ в государствах-участницах СНГ. В результате исследования предложен политеоретический комплекс для формирования событийных сетей содержания и технологий неформального образования и воспитания разновозрастных сетевых сообществ, основанный на использовании парных взаимодополняемых, взаимообогащаемых методологических подхoдов. Выявлены проблемные поля, требующие углубленного исследования в рамках проблемы моделирования событийных сетей.

Ключевые словасетевое взаимодействие; со-бытийные сети; неформальное образование; разновозрастное сообщество; педагогическое обеспечение
Источник финансированияПубликация поддержана грантом РФФИ, проект № 19-013-00012.
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов21254
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Современная социокультурная ситуация характеризуется активной реализацией моделей сетевой структуры общества [1]. Развитие разного рода образовательных и воспитательных практик обусловлено данной тенденцией; не является исключением сфера образования разновозрастных сообществ.
2 Актуальность исследования состоит в необходимости анализа условий развития образования для разновозрастных сообществ в социально-экономическом контексте текущего периода государственного развития. В условиях расширения горизонтальных взаимосвязей в обществе сетевая организация взаимодействий позволяет вовлекать в образовательные и воспитательные практики большое количество участников, предоставлять им возможность делать осознанный выбор образовательных (воспитательных) событий, что способствует освоению демократических основ социальной жизни, формированию группового и индивидуального неформального образовательного пути для каждого.
3 Повышение интереса к неформальному образованию для разновозрастных сообществ в странах СНГ (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан) позволяет сетевым сообществам приобретать международный статус [2]. Данные изменения приводят к росту количества и расширению спектра образовательных потребностей, появлению разнообразия частных инициатив, формированию практик частно-государственного партнерства в образовательной сфере, созданию территориальных воспитательных пространств. Один из трендов модернизации образования, активизирующий развитие сетевых сообществ, – диверсификация. Наиболее успешно данный процесс протекает в неформальном секторе. Однако подобная образовательная (воспитательная) практика остро нуждается в методолого-методической поддержке, позволяющей выстраивать путь с адекватным потребностям участников содержанием, сообразными сущности неформальности технологиями. Таким образом, исследование условий, механизма, результатов развития событийных сетей для разновозрастных сообществ необходимо для моделирования эффективных практик неформального образования, воспитательных практик, решающих актуальные для государств-участников СНГ задачи.
4 Представление о сети как о типологической характеристике социокультурного пространства современного социума можно назвать сегодня устоявшимся [3, 4]. Трансформация человеческого сообщества идет по линии «территориально обусловленный феномен» – «феномен виртуальных сообществ» (У. Дж. Митчелл). В ней имеется как позитивный смысл (для участников сетевых узлов имеется потенциальная возможность реализовать удаленное и асинхронное общение), так и негативный. Последний состоит в несовершенстве подобных объединений: в них утрачиваются факторы развития личности (открытость общения друг с другом, принципиальная нематериальная заинтересованность в коммуникациях). Перечисленные характеристики показывают отличия классического понятия «сообщества» от понятия «виртуальное сообщество». Выявить и обосновать их принципиальную разницу позволяет теория социальной коммуникации. Понятие «коммуникативная интенция» (Т.М. Дризе), рассматриваемое как равнодействующая общения и взаимодействия людей с окружающим миром, дает возможность представлять результат факта встречи либо как диалог, либо как псевдокоммуникацию (провалившаяся ситуация построения диалога), либо как квазикоммуникацию (подмена общения в диалоге). Коммуникативная интенция тесно связана с проблемной жизненной ситуацией участника, с его уникальным жизненным миром. Она многогранна. Ее можно рассматривать как мотивацию к общению, как сверхзадачу, как глубинные содержательные цели сообщения. Разновозрастное общение позволяет рефлексировать по поводу различий между поколениями, определяемых конкретикой определенного момента, но и сделать предметом обсуждений ситуации выбора, на которые влияет специфика конкретного возрастного периода.

всего просмотров: 227

Оценка читателей: голосов 0

1. Шпара К.И. Сетевая структура современного общества: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. … канд. социолог. Наук. – СПб., 2010. – 24 с.

2. Теоретико-методологические основания моделирования и реализации образовательных практик для взрослых в государствах-участниках СНГ: кол. моногр. / под общ. ред. М.С. Якушкиной. – СПб.: ЛЕМА, 2014. – 195 с.

3. Олескин А.В. Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. – 304 с.

4. Назарук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 69-70.

5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. – №1. – С. 18-24.

6. Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений». URL: https://wiki.soiro.ru/ (дата обращения: 27.07.2021).

7. Кравченко Т.А. Становление сетевой парадигмы в эпоху постнеклассической науки. URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-26857 (дата обращения: 27.07.2021).

8. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное и множественное. – Мн., 2004. – 230 с.

9. Петровская Е. Безымянные сообщества. – М.: Фаланстер, 2012. – 218 с.

10. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Общероссийская общественная организация «Общество «Знание» России» URL: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html. (дата обращения: 20.07.2021)

11. Глазырина А.В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2006. – 428 с.

12. Шустова И.Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. … д-ра. пед. наук. – М., 2009.

13. Детская общность как объект и субъект воспитания: моногр. / под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: ИЦ ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 324 с.

14. Сабадуха А.В. Дискурсивно-коммуникативные практики как механизм формирования социального капитала в современном мире // Вестник Бурятского государственного ун-та. – 2013. – Вып. 6. – С. 9-13.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх