Project-collegial school management as a factor of leadership development

 
PIIS181570410019250-0-1
DOI10.54884/S181570410019250-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Post-graduate student
Affiliation: Novgorod state university named after Yaroslav the Wise
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages39-45
Abstract

In this article, the author, analyzing scientific articles of domestic and foreign scientists, summarizes the concepts of project, collective management of a general education organization. The complexity of management issues determines the nature of transformations in the education system, requires a deep and detailed understanding, the development of new ideas and approaches that would reveal ways to improve the effectiveness of development management in a general education organization. Formulates the concept of project-collective management, identifies the preferred properties and features of this form of management. Defines the stages of project and collective management. Project-collective management of a general education organization is considered as a synthesis of collective planning and organization of approaches to combining educational resources in order to develop leadership of all participants in the educational process. In this regard, it is important to take into account the peculiarities of Russian society that require the choice of flexible and adaptive management systems, as well as the design features in foreign education systems, which is the subject of managerial thinking and analysis presented in the article.

Keywordsproject capacity, collegiality, project-collegial management, leadership
Received16.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters15042
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Социально-экономические преобразования в России привели к ключевым изменениям в её образовательной системе. Были законодательно признаны многообразие систем и форм образовательного процесса, вариативность, направленность на реализацию гуманистических принципов в организации учебно-воспитательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности [9]. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, создаются советы и представительные органы обучающихся, родителей, работников. Это требует активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса. Появившееся понятие «коллегиальности» приходит на смену устоявшемуся термину «самоуправление», что требует переосмысления прежних традиционных подходов к организации процесса управления развитием школы.
2 Российское образование сегодня идет по пути перехода от обучения, которое ориентировано на «усвоение всей суммы знаний, выработанных человечеством», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к саморазвитию и самореализации. Школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений [11]. Необходимы изменения как в методике образования, так и в организации управления образовательными организациями [5]. В основе современной образовательной системы лежит деятельностный подход. Суть его заключается в развитии личности человека на основе самостоятельного овладения способами деятельности. Развитие ребенка не может происходить в пассивном восприятии содержания образования. Только собственные действия могут быть основой для формирования будущей самостоятельности ученика.
3 Одним из перспективных направлений развития современного школьного образования становится широкое внедрение в школьную жизнь проектных и коллегиальных форм взаимодействия с целью решения конкретных педагогических и управленческих задач [2].
4 Нам важно понимание проекта как разработанной системы действий педагога и / или руководителя для реализации конкретной задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени его осуществления, усилий, необходимых для эффективности всей системы действий, как метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета и во внеурочной деятельности. Он направлен на постановку и решение задач самими обучающимися.
5 Таким образом, мы рассматриваем проект как особую форму образования, философию цели и деятельности, результатов и достижений в управлении образовательным процессом. Проектность определяющая черта мышления современного человека.

views: 223

Readers community rating: votes 0

1. Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya: [v 30 t.] / gl. red. A. M. Prokhorov. – 3-e izd. – M.: Sov. ehntsiklopediya, 1969-1978. – T. 12: Kvarner-Kongur. – 1973. - 623 s.

2. Gan O. I. Proektnoe obuchenie v otechestvennom obrazovanii: opyt, realii, perspektivy // Sovershenstvovanie gumanitarnykh tekhnologij v obrazovatel'nom prostranstve vuza: faktory, problemy, perspektivy: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo seminara, Ekaterinburg, 18 marta 2015 g. — Ekaterinburg: [UrFU], 2015. – S. 34-41.

3. Grudzinskij A.O. Universitet kak predprinimatel'skaya organizatsiya // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2003. – № 4. – S. 113-120.

4. Gur'e L.I. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem: ucheb. posobie. – Kazan': Kazan. gos. tekhnol. un-t, 2004. – 212 s.

5. Kamenskij A.M. Innovatsionnaya model' litsejskogo obrazovaniya: monogr.– SPb.: LOIRO, 2013.– 335 s.

6. Kolesnikova I. A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. I.A. Kolesnikovoj. – M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 2005. – 288 s.

7. Mintsberg G., Kuinn Dzh.B., Goshal S. Strategicheskij protsess. – SPb.: Piter, 2001. – 684 s.

8. Morozova M. I., Shavrova T. G. Ispol'zovanie vozmozhnostej kollegial'nogo upravleniya gimnaziej pri proektirovanii i realizatsii innovatsionnykh programm // Tsarskosel'skie chteniya. – SPb.: Leningradskij gosudarstvennyj universitet imeni A. S. Pushkina, 2010. – S.182-185.

9. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://base.garant.ru/77706811/ (data obrascheniya: 22.06.2021).

10. Frej K. Proektnyj metod. – Bel'ts, 1997. – 246 s.

11. Shelenkova N. Yu. Organizatsiya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschikhsya v shkol'nom nauchnom obschestve // Zavuch. – 2015. – №5. – S. 82-87.

Система Orphus

Loading...
Up