Проектно-коллегиальное управление школой как фактор развития лидерства

 
Код статьиS181570410019250-0-1
DOI10.54884/S181570410019250-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы39-45
Аннотация

В статье автор обобщает понятия проектного, коллегиального управления общеобразовательной организацией. Сложность управленческой проблематики определяет характер преобразований в системе образования, требует глубокого и детального осмысления, выработки новых идей и подходов, которые раскрывали бы пути повышения эффективности управления развитием в общеобразовательной организации. Формулируется понятие проектно-коллегиального управления, выявляются предпочтительные свойства и особенности данной формы менеджмента. Автор определяет этапы проектно-коллегиального управления. Проектно-коллегиальное управление общеобразовательной организацией рассматривается как синтез коллегиального планирования и объединения образовательных ресурсов с целью развития лидерства всех участников образовательного процесса. В связи с этим важно учитывать особенности современного общества, требующие выбора гибких и адаптивных систем управления, а также особенности проектирования в различных системах образования, что и является предметом управленческого мышления и анализа, представленного в статье.

Ключевые словапроектность, коллегиальность, проектно-коллегиальное управление, лидерство
Получено16.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов15042
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Социально-экономические преобразования в России привели к ключевым изменениям в её образовательной системе. Были законодательно признаны многообразие систем и форм образовательного процесса, вариативность, направленность на реализацию гуманистических принципов в организации учебно-воспитательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности [9]. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, создаются советы и представительные органы обучающихся, родителей, работников. Это требует активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса. Появившееся понятие «коллегиальности» приходит на смену устоявшемуся термину «самоуправление», что требует переосмысления прежних традиционных подходов к организации процесса управления развитием школы.
2 Российское образование сегодня идет по пути перехода от обучения, которое ориентировано на «усвоение всей суммы знаний, выработанных человечеством», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к саморазвитию и самореализации. Школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений [11]. Необходимы изменения как в методике образования, так и в организации управления образовательными организациями [5]. В основе современной образовательной системы лежит деятельностный подход. Суть его заключается в развитии личности человека на основе самостоятельного овладения способами деятельности. Развитие ребенка не может происходить в пассивном восприятии содержания образования. Только собственные действия могут быть основой для формирования будущей самостоятельности ученика.
3 Одним из перспективных направлений развития современного школьного образования становится широкое внедрение в школьную жизнь проектных и коллегиальных форм взаимодействия с целью решения конкретных педагогических и управленческих задач [2].
4 Нам важно понимание проекта как разработанной системы действий педагога и / или руководителя для реализации конкретной задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени его осуществления, усилий, необходимых для эффективности всей системы действий, как метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета и во внеурочной деятельности. Он направлен на постановку и решение задач самими обучающимися.
5 Таким образом, мы рассматриваем проект как особую форму образования, философию цели и деятельности, результатов и достижений в управлении образовательным процессом. Проектность определяющая черта мышления современного человека.

всего просмотров: 226

Оценка читателей: голосов 0

1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978. – Т. 12: Кварнер-Конгур. – 1973. - 623 с.

2. Ган О. И. Проектное обучение в отечественном образовании: опыт, реалии, перспективы // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: материалы Международного научно-методического семинара, Екатеринбург, 18 марта 2015 г. — Екатеринбург: [УрФУ], 2015. – С. 34-41.

3. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 113-120.

4. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2004. – 212 с.

5. Каменский А.М. Инновационная модель лицейского образования: моногр.– СПб.: ЛОИРО, 2013.– 335 с.

6. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

7. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001. – 684 с.

8. Морозова М. И., Шаврова Т. Г. Использование возможностей коллегиального управления гимназией при проектировании и реализации инновационных программ // Царскосельские чтения. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2010. – С.182-185.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения: 22.06.2021).

10. Фрей К. Проектный метод. – Бельц, 1997. – 246 с.

11. Шеленкова Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе // Завуч. – 2015. – №5. – С. 82-87.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх