Дополнительное профессиональное образование преподавателя колледжа как фактор его профессионального роста

 
Код статьиS181570410018678-0-1
DOI10.54884/S181570410018678-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Открытый Таврический колледж
Адрес: Российская Федерация, Симферополь
Должность: Профессор кафедры управления образованием
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы188-195
Аннотация

Статья посвящена проблеме дополнительного профессионального образования педагогов, которое рассматривается в качестве доминирующего фактора их профессионального роста и развития. Статья содержит результаты экспериментального исследования, в котором осуществлялась проверка эффективности авторских вариативных технологий построения в колледже системы дополнительного образования педагогических работников. Авторы обосновывают актуальность исследования, определяют критерии и показатели профессионального роста преподавателя колледжа, раскрывают основные концептуальные положения организации в колледже курсов повышения квалификации и оценивают эффективность их реализации в целостном педагогическом процессе. Результаты педагогического эксперимента, в котором приняли участие 65 преподавателей с разным стажем педагогической деятельности, позволили авторам сделать вывод о необходимости и целесообразности реализации в колледже вариативных программ дополнительного образования педагогов, разрабатываемых с учетом изначально диагностируемых у них особенностей профессионального развития и определяемых на этой основе адаптивного, активизирующего, стимулирующего и преобразующего типов индивидуальных траекторий их профессионального роста. 

Ключевые словадополнительное профессиональное образование, преподаватели колледжа, профессиональный рост, профессиональные компетенции, профессионально-личностное развитие
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов14831
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одной из актуальных задач педагогической теории и практики является задача построения в России эффективной системы непрерывного образования педагогических работников, обеспечивающей их профессиональный рост и профессиональное становление их личности.
2 В современной России функционирует система непрерывного педагогического образования, сформированная еще во времена Советского Союза – в 80-е годы XX века. Сама же идея непрерывной профессиональной подготовки педагогов существовала еще задолго до признания парадигмы «образование через всю жизнь» в качестве ведущей и обязательной в профессиональной деятельности педагогических работников. Известно, что уже в конце XIX – начале XX вв. в России были открыты образовательные организации для работающих учителей, которые не имели педагогического образования [1]. До революции в России была создана разветвленная сеть учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов, но, как отмечает Л.Н. Данилова, такая совокупность организаций еще не отличалась единством своего функционирования и не могла называться целостной системой [2].
3 С 80-х годов XX века вопросы непрерывной подготовки педагогических кадров находят свое отражение в государственных документах, и именно с этого времени начинается функционирование целостной системы ДПО педагогических работников образовательных организаций всех уровней и типов, той системы, которая функционирует и по сегодняшний день с некоторыми измененными формами [3].
4 В настоящее время вновь возрастает интерес к исследованию проблем ДПО. Стремительное изменение мира, трансформация жизненной парадигмы, модернизация системы образования стали причинами интенсификации педагогических исследований, посвященных проблемам непрерывного образования педагогов, проблемам их саморазвития и самосовершенствования в выбранной сфере профессиональной деятельности [4]. При этом ДПО рассматривается как условие и средство реализации творческого потенциала педагогических работников, как фактор их профессионального роста [5].
5 Вместе с тем анализ работ, содержащих эмпирические данные об особенностях отношения самих педагогов к обязанности периодического прохождения курсов повышения квалификации, показал, что существующая система ДПО педагогов требует разработки новых концептуальных основ для ее модернизации и оптимизации, для ее переориентации с позиций всеобщности и всеобязанности на позиции учета индивидуальных образовательных потребностей самих педагогов [3; 6].
6 Особую значимость обозначенная проблема приобретает в отношении преподавателей колледжа. В условиях модернизации среднего профессионального образования повышаются требования к их профессиональной подготовке [1]. Они должны не просто передавать знания по определенным учебным дисциплинам, но и участвовать в многообразной педагогической деятельности [7]. Преподаватели колледжей должны не только владеть педагогическими умениями и профессиональными компетенциями, но и быть способными к постоянному саморазвитию и самообразованию, готовыми к профессиональному росту и непрерывному профессиональному совершенствованию [4].

всего просмотров: 229

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Молоков Д.С. Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 13-18.

2. Данилова Л.Н. История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX – начало XX века) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2017. Т. 12. № 5. С. 134-142.

3. Глухов Е.А. Получение дополнительного профессионального образования педагогом: право или обязанность? // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 131-140. DOI: 10.12737/jrl.2019.7.11

4. Крашакова Т.Ю., Федосеева З.А. Совершенствование управления системой повышения квалификации педагогических кадров ПОО как условие внедрения профессионального стандарта педагога СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 5. С. 46-55.

5. Каменский А.М. Акмеологическое обеспечение профессионального становления педагога средствами внутрифирменного обучения // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 22-28.

6. Потемкина Т.В. Недостатки системы повышения квалификации руководителей и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 84-92.

7. Сазанов А.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 160-165.

8. Узунова Г.П. Вариативность как ведущий принцип конструирования индивидуальной траектории профессионального роста преподавателей колледжа // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5. № 4. С. 127-143.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх