Опережающая профессиональная подготовка рабочих кадров как фактор развития человеческого капитала

 
Код статьиS181570410018672-4-1
DOI10.54884/S181570410018672-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Центр опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы204-210
Аннотация

В статье рассматривается проблематика роли опережающей подготовки рабочих кадров в системе формирования человеческого капитала. С позиций квалитологии раскрывается понятие «профессионально-личностное качество современного рабочего». Проводится сравнение данного понятия с понятием «человеческий капитал». Отдельно представлены позиции, связанные с педагогическими средствами, используемыми в целях развития профессионально-личностного потенциала работников. В статье отмечено, что к используемым в процессе опережающей профессиональной подготовки технологиям должны предъявляться определенные требования соответствия индивидуальным запросам и потребностям взрослых обучающихся граждан; опора на прежний личностный и профессиональный опыт, жизненные планы и потенциал здоровья работника. В ходе проходящей подготовки осуществляется направленность на актуализацию личностного потенциала обучающихся в связи с новым видом профессиональной деятельности; ориентация на принцип опережения в профессиональном обучении; интегративность в применении; использование в комплексе с современными средствами оценки (в том числе рефлексивной) и диагностики. Выделен и описан ряд моделей 

Ключевые словачеловеческий капитал; профессионально-личностное качество современного рабочего; опережающая профессиональная подготовка; педагогические формы, средства и технологии формирования человеческого капитала
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов13566
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Запросы и потребности современного рынка труда в значительной мере ориентированы на высокий уровень подготовки рабочих кадров и специалистов. Совокупность таких высококвалифицированных работников во многом определяет уровень сформированности человеческого капитала страны, региона, отрасли, предприятия.
2 Несмотря на общие процессы цифровизации, автоматизации, роботизации, использование искусственного интеллекта, в сферах производства и услуг по-прежнему востребованы работники с высоким уровнем образования, культуры, ориентированные на непрерывное обучение и совершенствование, а также обладающие современными компетенциями.
3 Решению задач формирования качественных трудовых ресурсов в значительной мере способствует система дополнительного профессионального образования, опережающего профессионального обучения. Вместе с тем, проблема состоит в том, что реализация той или иной дополнительной профессиональной программы, краткосрочной программы профессионального обучения не всегда или не в полной мере способствует развитию человеческого капитала, индивидуального личностно-профессионального качества работника.
4 Материалы и методы. Материалами для подготовки настоящей статьи послужили публикации по проблематике человеческого капитала, опережающей подготовки рабочих кадров, непрерывному профессиональному образованию, а также нормативные правовые акты, информационно-методические материалы по опережающей подготовке. В ходе работы с источниками информации использовался ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение. В качестве одного из эмпирических методов применялся метод педагогического моделирования.
5 Результаты. Существует множество точек зрения на вопрос места и роли непрерывного профессионального образования в развитии человеческого капитала. Барабанова М.И. отмечает: «Изменяющийся запрос рынка труда при переходе к цифровой экономике приводит к необходимости организации персональных траекторий развития кадров». Автор констатирует необходимость обучения через всю жизнь, то есть постепенного овладения ключевыми компетенциями цифровой экономики [1, с. 18].
6 Применительно к направлению опережающего профессионального обучения взрослого работающего населения это важно в том смысле, что взрывное развитие цифровых технологий и их широкое внедрение в различных отраслях производства приводит к появлению новых профессий, связанных со значительным удельным весом интеллектуального труда, работой с информацией, базами данных [8, с. 5].
7 Таким образом, существенным фактором, обусловливающим изменение подходов к подготовке, подбору кадров со стороны работодателей, выступает фактор инновационных изменений в структуре, условиях труда. Современные, высокотехнологичные, энерго- и интеллектоемкие рабочие места предъявляют не только более высокие требования к исходному уровню образовательной подготовки, но и последующего систематического обучения, совершенствования.

всего просмотров: 218

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Барабанова М.И. Подходы к формированию компетенций цифровой экономики: базовая модель компетенций // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием. Часть 1 / под ред. проф. И.А. Максимцева, проф. В.Г. Шубаевой, проф. Л.А. Мизринь, доц. В.П. Орловской. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 18-24.

2. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. 2007. № 10. С. 25-29.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 марта 2019 г. № 131 «Об утверждении типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, а также по составлению перечней наиболее востребованных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста».

4. Романова Людмила Юрьевна. Педагогическое обеспечение профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения: дисс. канд. пед. наук (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования). Казань, 2011. 205 с.

5. Сячина Татьяна Юрьевна. Формирование педагогической компетентности инструкторов производственного обучения на рабочем месте: Автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 23 с.

6. Тер-Матиосова Лариса Сергеевна. Педагогические особенности преодоления ценностно-смысловых барьеров будущими педагогами: дисс. … канд. пед. наук (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования). Ростов-на-Дону, 2011. 151 с.

7. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

8. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80: доклад к XX Апр. Международной науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх