Защищенность в структуре психологической безопасности студентов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий

 
Код статьиS181570410018669-0-1
DOI10.54884/S181570410018669-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Должность: Заведующий кафедрой практической психологии, доцент кафедры практической психологии, руководитель лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Должность: Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Должность: Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде
Аффилиация: Воронежский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Воронеж
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы76-84
Аннотация

Проблема исследования заключается в установлении факта влияния обучения студентов в ВУЗе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на субъективную оценку состояния их защищенности от психологического насилия и рисков их психологической безопасности в образовательной среде. В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является диагностика состояния психологической защищенности студентов в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Респондентами выступили 583 студента высших учебных заведений, разных направлений и профилей подготовки. В исследовании использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой (модифицированный вариант для высшего образования) и анкета экспресс-диагностики рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды в условиях внедрения цифровых образовательных технологий, разработанная научным коллективом под руководством Т.Л. Худяковой. По результатам исследования получены данные о психологических аспектах защищенности студентов от психологического насилия и рисков в образовательной среде. Осуществлен сравнительный анализ субъективной оценки студентами степени выраженности различных категорий риска их защищенности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Полученные результаты могут являться основанием для разработки программы сопровождения и профилактики нарушения психологической безопасности студентов в образовательной среде, в том числе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

Ключевые словапсихологическая безопасность, защищенность, образовательная среда, риски, цифровые образовательные технологии, студенты
Источник финансированияПубликация выполнена в рамках государственного задания Минпросвещения на выполнение прикладной НИР №073-03-2021-045/3 от 21.07.2021 г.
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов11446
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Проблема исследования защищенности в структуре психологической безопасности студентов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий определяется противоречием между значимостью условий, в которых осуществляется психическое развитие и формирование личности студентов, и недостаточностью данных о психологической безопасности личности студентов в современных условиях, предусматривающих активную реализацию цифровых образовательных технологий.
2 С 01 января 2017 года в Российской Федерации вступили в силу поправки Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определив некоторые изменения в правовых нормах в сфере образования, в вопросах, связанных с обеспечением психологической безопасности в образовательной организации. В связи с этим сегодня перед всеми образовательными организациями поставлена задача приведения своей деятельности в соответствие с требованиями, установленными и закрепленными в изменениях Федерального закона.
3 В настоящее время проведено достаточное количество исследований по изучению психологической безопасности образовательной среды. Однако не изучено состояние психологической безопасности образовательной среды включенных в нее участников в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Недостаточно раскрыты аспекты информационно-психологической безопасности личности, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий.
4 Методологическая основа исследования:
  • теория активности субъекта во взаимоотношении человека с окружающей действительностью (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский);
  • концепции и идеи гуманизации образования (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко);
  • личностно ориентированный подход к развитию, обучению и воспитанию (Б.Г. Ананьев, Л.А. Регуш, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.);
  • представления о психологической безопасности в образовательной среде (И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова и др.);
  • современные теоретические подходы и эмпирические исследования информационно-психологической безопасности личности (Г.В. Грачев, Г.У. Солдатова, Е.А. Рассказова);
  • теоретические положения о психологическом сопровождении образовательной среды и участников образовательного процесса (И.А. Баева, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, О.Ю. Зотова, Ю.П. Зинченко, А.П. Овчарова, В.В. Рубцов и др.).
5 Методы и методики. Цель нашего исследования: изучить защищенность студентов в структуре их психологической безопасности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.
6 В исследовании ставилась задача исследовать субъективную оценку состояния защищенности студентов от психологического насилия и рисков их психологической безопасности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

всего просмотров: 265

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. 271 с.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 11–17.

4. Баева И.А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №155. С. 5-16.

5. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.

6. Панов В.И.. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: моногр. / Панов В.И., Патраков Э.В. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. 199 с.

7. Панченко О.Л. Риски адаптации личности в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2021. №1 (66). С. 113 – 118.

8. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития «Интернет», 2013. 144 с.

9. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Российские подростки и родители: цифровая компетентность и онлайн–риски // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 7–18.

10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх