Создание игровых стрессовых ситуаций для повышения учебной мотивации обучающихся вуза

 
Код статьиS181570410018648-7-1
DOI10.54884/S181570410018648-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель кафедры иностранных языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Cтарший преподаватель кафедры криминологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет МВД России
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы157-164
Аннотация

В статье рассмотрена необходимость создания игровых стрессовых ситуаций для обучающихся в вузе. Изменения в сфере образования обусловлены социальным заказом цифрового общества и VUCA-мира. Будущие специалисты (особенно определенных профессий) должны уметь работать в режиме неопределенности, обладать критическим мышлением и креативностью, уметь сотрудничать в команде. Игровые стрессовые ситуации помогают развить стрессоустойчивость и повысить учебную мотивацию. Эгоцентричность представителей цифрового поколения обучающихся усложняет развитие коллаборации и коммуникации. Нивелировать это и должны игровые стрессовые ситуации во время занятий. С учетом современной образовательной парадигмы обучения в высшей школе описаны варианты использования игровых стрессовых ситуаций для формирования базовых навыков будущего специалиста в рамках профессионально-личностного развития.  

Ключевые словаигровые стрессовые ситуации, гибкие навыки, учебный стресс, учебная мотивация, геймификация
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов14116
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современный VUCA-мир несет в себе новые вызовы обществу, которые придется решать уже новому поколению специалистов, – это нестабильность (окружающая среда, в том числе образовательная, постоянно меняется), неопределенность (прогнозировать события и поступки довольно сложно), перегрузка (слишком большой объем информации мешает быстро найти единственный простой и правильный ответ на вопрос), неоднозначность (нет истины самой по себе, все зависит от обстоятельств и контекста).
2 Чтобы использовать новые вызовы во благо, необходимо заранее готовиться к ним и учиться выживать в новых условиях. Современный образовательный процесс в вузе является той базовой площадкой, на которой будущие специалисты получают и отрабатывают свои навыки, учатся бороться со стрессом и управлять временем [1].
3 С самого начала обучения стресс в той или иной степени сопровождает обучающегося (студента, слушателя или курсанта) и может являться причиной нарушений в различных сферах его деятельности. В зависимости от умения преодолевать это состояние у студентов могут проявляться эмоциональные, физиологические, когнитивные и поведенческие симптомы. Кроме того, устойчивость к стрессу можно рассматривать как профессиональный навык, например, для будущих юристов (в том числе сотрудников органов внутренних дел), медиков, педагогов.
4 Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» спрогнозировали целевую модель компетенций на 2025 год [2], которыми необходимо будет обладать будущему специалисту для успешной карьеры. В том числе к когнитивным навыкам отнесли решение нестандартных задач (креативность, критическое мышление) и адаптивность (работа в условиях неопределенности), а к социально-поведенческим –коммуникацию (открытость, презентационные, письменные и переговорные навыки) и межличностные навыки (работа в команде, этичность, эмпатия, управление стрессом, адекватное восприятие критики).
5 На преодоление стресса и развитие стрессоустойчивости у студентов направлено создание игровых стрессовых ситуаций во время образовательного процесса в вузе. Это можно назвать геймификацией, то есть внедрением игры, но не эдьютейментом, то есть не обучением с развлечением. Учебная игра не несет в себе развлечения, хотя и выглядит нетрадиционным упражнением [3].
6 Психологи отмечают, что студент испытывает стресс от различных внешних раздражителей и обстоятельств, например, большая учебная нагрузка, конфликты с преподавателями и одногруппниками, страх перед будущим [4]. Нами были выделены три основных фактора учебного стресса во время занятия: ограничение времени, соревнование и состояние неопределенности.
7 Рассматриваем создание игровых стрессовых ситуаций как процесс, направленный на развитие «гибких» навыков, повышение учебной мотивации и выработку стрессоустойчивости у обучающихся.

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Зорина Е. М. Современные тенденции организации образовательного процесса в вузе с учетом применения педагогических опор // Человек и образование. 2021. № 2(67). С. 100-106.

2. Борзова И.Г. Soft skills – навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте. — «Издательские решения», 2019. – 79 с.

3. Taspinar B., Schmidt W., Schuhbauer H. (2016) Gamification in Education: A Board Game Approach to Knowledge Acquisition, Procedia Computer Science, Vol. 99, Pр. 101-116, https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.09.104.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2012. 256 с.

5. Юшина А.А. Современные настольные игры как прием активного обучения иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: сборник статей VIII Международной научной конференции, Москва, 19–20 апреля 2018 года. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 343-349.

6. Kurisu K., Okabe H., Nakatani J., Moriguchi Y. (2021) Development of board game to encourage life cycle thinking, and trial with university students in Japan, Cleaner and Responsible Consumption, Vol. 3, 100033, https://doi.org/10.1016/j.clrc.2021.100033.

7. Степичев П.А. Игровые технологии моделирования английских предложений // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С. 81-83.

8. Зорина Е.М. "Морской бой" как инструмент контроля при обучении иностранному языку // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: Кол. моногр. /под ред. Е.И. Чирковой. Ответственные за выпуск Л.С. Алпеева, Л.В. Алпеева. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 88-104.

9. Mendez Reguera E. A., Lopez M. (2021) Using a digital whiteboard for student engagement in distance education, Computers & Electrical Engineering, Volume 93, 107268, https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107268.

10. Яковлева М.А. Органы внутренних дел как субъект в системе профилактики преступности: моногр. М.: РУСАЙНС, 2021. 174с.

11. Bawa P., Watson S. L., Watson W. (2018) Motivation is a game: Massively multiplayer online games as agents of motivation in higher education, Computers & Education, Vol. 123, Pр. 174-194, https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.05.004.

12. Венидиктов С.В. Психолого-коммуникативная игра как методический ресурс развития языковой компетентности // Правоохранительные органы: теория и практика. 2021. № 1(40). С. 160-161.

13. Куксов А.Ю. Применение учебно-деловых игр в практике формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра // Человек и образование. 2020. № 3(64). С. 144-147.

14. Chirkova E.I., Zorina E.M., Rezinkina L.V. (2022) Digital Pedagogical Cues for the Development of Creativity in High School. In: Bylieva D., Nordmann A. (eds) Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. PCSF 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 345. Springer, Cham. pp 858-867 https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_69.

15. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: возможности развития // Человек и образование. 2009. №3. С. 10-16.

16. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх