Методологические подходы к изучению учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования

 
Код статьиS181570410018645-4-1
DOI10.54884/S181570410018645-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Военный Университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Директор филиала
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы132-141
Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена объективной необходимостью в дальнейшей разработке методологических подходов к изучению учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД) в системе высшего образования Российской Федерации. Данная дисциплина является одной из составляющих механизмов, позволяющих качественно и своевременно изучать проблемы в вопросах безопасности личности, общества и государства, обладающих высокой динамикой и подвижностью. Это обстоятельство обуславливает необходимость постоянно анализировать состояние данной дисциплины, методику ее преподавания, а также основные проблемы ее освоения  в   вузах России.Целью  исследования является обоснование  целесообразности перехода в процессе изучения дисциплины БЖД от вопросов техногенных опасностей к освоению культуры безопасного поведения в сфере информационной, энергетической, экономической, транспортной, криминальной, национальной безопасности. Именно с этими проблемами защиты и выживания в социокультурной сфере гражданин современной России сталкивается в большей мере, чем с техногенными опасностями. На это нацеливает нас в настоящее время и  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации  от 2 июля 2021 года (далее – Стратегия). Важнейшей задачей является обоснование  социоприродного характера  компетенции УК-8, введенной в учебный процесс в вузах Российской Федерации новыми образовательными стандартами ФГОС3++. Авторы использовали методы структурно-функционального анализа, построили модели изучения учебной дисциплины БЖД  в системе высшего образования Российской Федерации и приходят к выводу о необходимости   разработать и принять на федеральном уровне закон, закладывающий понимание категории «безопасность». Одновременно необходимо проработать и определить систему индикаторов к компетенции УК-8.

Ключевые словабезопасность, жизнедеятельность, образование, устойчивость, развитие, система, управление, оценка, показатель, качество
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов15074
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Анализ процесса эволюции дисциплины БЖД начинается с 1990 года, когда она была утверждена в качестве обязательной учебной дисциплины в вузах Российской Федерации с целью выработки теории безопасности и формирования у учащихся безопасного мышления и соответствующего поведения. Она объединила в единое целое ранее существовавшие дисциплины «Охрана труда», «Экология», «Гражданская оборона» и «Медицинская подготовка». В этот период БЖД обеспечивает общую грамотность обучаемых в области безопасности, являясь при этом научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин в области безопасности (безопасность труда, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина БЖД давала знания, умения в обеспечения собственной безопасности и выживания человека в неблагоприятных (угрожающих) условиях. По своей сути она носила прикладной характер и находилась в профессиональном блоке ФГОСов [1].
2

По своему содержанию дисциплина во многом дублировала проблемы, изучение которых осуществлялось в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), предусмотренных образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по ОБЖ. Как правило, они касались получения знаний в области безопасного поведения человека в различных ситуациях опасного характера, носящих природу техногенного, социального и природного происхождения, а также чрезвычайных ситуаций. Сторонники данного подхода В.А. Девисилова, Т.П. Гордиенко, Д.О. Копытова и др [2].

3

Особо следует отметить требования документов (ФГОС того периода) по овладению умениями обучаемых действовать в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). Они должны были умело использовать различные средства индивидуальной, а также коллективной защиты. Значительная часть учебных программ посвящалась вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях [3].

4 При внимательном изучении содержания требований, обусловленных положениями компетенции ОК-9, «Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)» во многом является предметом изучения дисциплины ОБЖ (базовый уровень), изучаемой в рамках среднего общего образования. То есть происходило дублирование изучаемых проблем безопасности в курсе ОБЖ и БЖД [3].
5

Однако в этот же период существует другая точка зрения на вопросы безопасности и особенности их изучения в процессе преподавания дисциплины БЖД в вузах России. Ряд ученых, среди которых следует выделить Р.И. Айзмана, Н.С. Шуленину, М.В. Ширшова, А.А. Михайлова, предлагают рассматривать вопросы безопасности через призму развития триединой системы личность, общество, государство [4].

6 С введением в учебный процесс в вузах Российской Федерации новых образовательных стандартов ФГОС 3++, в рамках которых реализуется новая компетенция УК-8 «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов», стало меньше проблем, связанных с дублированием вопросов, изучаемых в курсе ОБЖ, определенных образовательным стандартом среднего общего образования [5].

всего просмотров: 205

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. 2-е изд., стер. Новосибирск: Сибирское университетское издатель¬ство, 2010. 256 с. (Университетская серия). - ISBN 978-5-379-01496-4 ;

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник: [16+] / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. 2-е изд. М.: Дашков и К°, 2019. 453 с. (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573161

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник /Солдатов А.А., Кириллов Н.П., Мартыно¬ва М.Ю., и др. М., 2019.

4. Безопасность как фактор устойчивого развития общества: сборник научных трудов / под ред. В.А. Девисилова, Т.П. Гордиенко, Д.О. Копытова. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. 264 с.

5. Бершадская М.Д. Универсальные компетенции: индикаторы, опыт разработки и оце-нивания. Материалы научно-методической конференции ассоциации классических университетов, 23 мая 2018. Electronic resource: https:// knastu.ruBershadskaya_UK_-_indikatory_opyt_razrabot..tsenivaniya_Seminar_AKUR_05.2018.pdf.

6. Девисилов В.А. Роль образования в обеспечении безопасности в образовательных организациях и его содержание // Безопасные условия образовательной деятельности и охрана труда в подведомственных Минобрнауки России организациях: сборник материалов конференции. М. 2020. С. 27-32.

7. Кириллов Н.П. Социально-экологический мониторинг как элемент процесса по охране окружающей среды и оптимальному использованию природных ресурсов // Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в условиях глобального экологического кризиса: сборник научных трудов. М., 2009. С. 96-107.

8. Кириллов Н.П. Теоретические основы анализа безопасных условий образовательной деятельности и охраны труда в высшем учебном заведении Российской Федерации // Безопасные условия образовательной деятельности и охрана труда в подведомственных Минобрнауки России организациях: сборник материалов конференции. М. 2020. С. 63-67.

9. Кириллов Н.П., Молчанов С.В. Научно-правовой подход в обосновании «Безопасности жизнедеятельности» как науки и учебной дисциплины // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 33-38.

10. Кириллов Н.П., Молчанов С.В. Синергизм учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" как фактор её эффективности в системе высшего образования РФ // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 96-101.

11. Михайлов А. А. Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности // Научный поиск. – 2011. № 1. С. 18-21.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

13. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 (Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 15, ст. 1572) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120

14. Урсул А.Д. Синергетический подход к исследованию безопасности // Вопросы безопасности. 2012. № 2. С. 1-47.

15. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями) URL:http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/paragraph/44:0

16. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/12181538/

17. Шумов В.В. Критерий пограничной безопасности: философский, системно-технический и системно-исторический подходы // Вопросы безопасности. – 2013. № 6. С. 88-132

Система Orphus

Загрузка...
Вверх