Вопросы реализации смешанного обучения иностранному языку в российской общеобразовательной школе (на материале анкетирования)

 
Код статьиS181570410018638-6-1
DOI10.54884/S181570410018638-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Комсомольск-на-Амуре
Аффилиация: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Комсомольск-на-Амуре
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы117-123
Аннотация

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой российские педагоги обратились к смешанному обучению (blended learning), которое уже несколько десятилетий довольно успешно практикуется в зарубежной системе образования. Ставя перед собой задачу разработать поэтапный алгоритм внедрения смешанного обучения на уроках иностранного языка, необходимо изучить существующий на данный момент опыт использования смешанного обучения учителями иностранного языка в общеобразовательных организациях. Данная статья представляет результаты анкетирования учителей иностранного языка 14 субъектов Российской Федерации. 881 респондент ответил на вопросы анкеты, посвященной вопросам смешанного обучения. По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что большинство учителей иностранного языка общеобразовательных школ считают смешанное обучение необходимой частью системы в меняющихся условиях жизни, однако существует необходимость в разработке методических рекомендаций, алгоритмизирующих применение смешанного обучения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. По данным анкетирования смешанное обучение может являться основной педагогической технологией, отвечающей требованиям ФГОС, однако, наблюдается отсутствие понимания смешанного обучения как технологии, которая часто подменяется понятием использования ИКТ.Вышеизложенноеставит вопрос о необходимости разработки алгоритма внедрения технологии смешанного обучения, апробации данного алгоритма в реальных условиях на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе.

Ключевые словасмешанное обучение, иностранные языки, модели, анкетирование
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Методика преподавания иностранных языков в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения» (Дополнительное соглашение Министерства Просвещения РФ и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2021-030/2 от 21 июля 2021 г.)/
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов11292
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В профессиональный язык современного учителя и педагога уже плотно вошли такие слова и выражения, как цифровизация процесса обучения, онлайн технологии, электронные образовательные платформы, ИКТ, дистант. Жизнь вносит корректировки в различные сферы жизни, и образование не является исключением. События и тенденции, происходящие в обществе, – развитие информационно-компьютерных технологий, эпидемиологическая ситуация – бросают вызов традиционным формам обучения, в частности обучения иностранным языкам. С целью ограничения роста заболеваемости образовательные учреждения Российской Федерации начали внедрять дистанционные формы работы и обучение онлайн. Однако оказалось, что ни преподаватели, ни ученики не готовы отказаться от живого общения. Как бы ни было удобно электронное обучение, оно не даёт того уровня развития речевых и социокультурных навыков, какое даёт очное образование.
2 Данная ситуация послужила катализатором развития смешанного обучения (blended learning), которое уже несколько десятилетий довольно успешно практикуется в зарубежной системе образования. Наиболее полное определение смешанному обучению в своей работе дают Ю.С. Васильева и др. – под ним они понимают образовательную технологию, включающую три обязательных компонента: контактные занятия обучающихся с преподавателем; дистанционные, в том числе онлайн, коммуникации преподавателя и обучающихся; самостоятельную работу обучающихся, организованную преподавателем [2].
3 Теоретики и практики педагогической науки считают, что очное обучение развивает навыки общения и социализирует, в то время как электронное – дисциплинирует и ускоряет процесс получения знаний. Слияние этих образовательных моделей воедино, по мнению исследователей, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
4 Несмотря на активное обсуждение в современной педагогической науке технологии смешанного обучения, остаются проблемы в определении самого понятия, классификации моделей и т.п. [1]. В центре внимания авторов данной статьи вопросы прикладного характера, а именно практика использования моделей смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку в школе.
5 Смешанное обучение (Blended Learning) – это технологии, затраты, определенная «настройка» прежде всего преподавателей [7]. Ставя перед собой задачу разработать поэтапный алгоритм внедрения смешанного обучения на уроках иностранного языка, необходимо изучить существующий на данный момент опыт использования смешанного обучения учителями иностранного языка в общеобразовательных организациях.
6 Методика анкетирования. В данной статье представлены результаты анкетирования учителей иностранного языка 5 федеральных округов России (Дальневосточного, Сибирского, Центрального, Южного, Приволжского федеральных округов). С целью изучения использования смешанного обучения в регионах респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, касающиеся смешанного обучения. В качестве респондентов выступили 881 человек: учителя иностранного языка.

всего просмотров: 236

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 44-64.

2. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73). С. 22–32.

3. Надеина Л. В. Технология смешанного обучения иностранному языку: за и против // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014. № 7 (37): в 2-х ч. Ч. I. C. 134-137.

4. Staker, H., Horn, M. Classifying K-12 Blended Learning. 2012. URL: //http:// www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning. pdf (дата обращения: 26.11.2021).

5. Staker, H. The Rise of K-12 Blended Learning. Profiles of emerging models. 2011. URL: //http:// www.vln.vic.edu.au/pdfs/The%20Rise%20of%20Blended%20Learning.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

6. Hrastinski, S. What Do We Mean by Blended Learning? // TechTrends. 2019. V. 63. № 5. pp. 564–569.

7. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Pfeiffer. 2006. – 624 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх