Оценивание в социально-эмоционально-этическом образовании с позиции гуманистической парадигмы

 
Код статьиS181570410018539-7-1
DOI10.54884/S181570410018539-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48-50-52
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы59-65
Аннотация

В статье рассматривается проблема оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании (СЭЭО). Целью представленной работы стала разработка теоретической модели такого оценивания. Обоснован гуманистический контекст ее построения исходя из содержания и дидактики направления СЭЭО. Описываются концептуальные основы оценивания в СЭЭО. Раскрывается с позиции гуманистической парадигмы его суть. Очерчиваются в качестве ориентиров для оценивания учителем и учащимися результаты СЭЭО и уровни их распределения. Обосновывается выбор методов для их оценивания, обусловленный их человекомерным характером. Сделан акцент на внимание педагогов к собственному социально-эмоционально-этическому развитию и самооценке в его аспектах. Делается вывод о характере оценивания, как сопровождающего. Раскрываются принципы, лежащие в основе построения модели. Представлено ее описание. Раскрывается ожидаемый эффект от ее реализации, заключающийся в обеспечении успешного социально-эмоционально-этического развития учеников, развития действительной «осознанности», «саморегуляции», способности «взращивать качества доброты и сострадания».

Ключевые словасоциально-эмоционально-этическое образование, эмоциональный интеллект, гуманитарное оценивание, диагностическое сопровождение, гуманистическая парадигма
Источник финансированияИсследование поддержано грантом РФФИ, выполнено в рамках проекта 20-013-00875.
Получено09.02.2022
Дата публикации09.02.2022
Кол-во символов14329
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В 2019 году состоялись международный запуск программы социально-эмоционально-этического образования, Social Emotional Ethical Learning - SEEL (СЭЭО), а также ее первая презентация в России [1, 2]. Программа СЭЭО является «последним словом» в исследованиях образования mindfulness (осознанности, внимательности) [3] и связанного с ним социально-эмоционального образования SEL (СЭО) [4, 5], формирование которых в образовании многих стран мира в свою очередь было обусловлено появлением концепции «эмоционального интеллекта», утвердившейся после работы Д. Гоулмана [6] в зарубежной психологии к середине 1990-х гг. Программа СЭЭО разработана в университете Эмори (США) и представляет собой тенденции холистического движения в образовании, реализуя гуманистическую парадигму и противостоя сциентистской и техницистской образовательной идеологии [7]. Идея СЭЭО заключается в культивировании в образовании сфер эмоций, мотиваций, отношений и ценностей («внутренние ценности»). Цели (в пределе): достижение индивидуального благополучия, счастья и счастья, благополучия в обществе. Особенные смыслы этой программы для человека в образовании – это противостояние объективированию, поворот к субъектности (сначала собственной и по аналогии к субъектности других), что ведет к развитию возможностей умелого обращения с собой, сопереживания другим и способностей общения [7]. К текущему времени сообщество СЭЭО появилось уже и в России [8]. Один из вопросов, которые встают в связи с этим как особенно актуальные, относится к проблеме оценивания в СЭЭО. Целью настоящего исследования является разработка теоретической модели такого оценивания.
2 Методы. Исследование обеспечивалось применением общепринятых методов теоретических педагогических исследований, основными из которых являлись анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое моделирование.
3 Результаты. Поскольку СЭЭО относится к гуманистической парадигме, что выражается и в содержании программы, построенном из эмоционального, социального и этического компонентов, и в предоставляемой педагогу субъектной позиции, и в опоре на диалоговые, герменевтические подходы в образовательном взаимодействии, на культивирование осознанности и критического мышления учащихся применительно к СЭЭО требуется соответствующая его гуманитарному, человекомерному характеру теоретическая модель оценивания.
4 В контексте гуманистической парадигмы суть оценивания в СЭЭО заключается в понимании и поддержке ученика в освоении программы, культивировании его способности к непрерывной самооценке (рефлексии) для формирования его ответственности за свое социально-эмоционально-этическое развитие.
5 В качестве ориентиров для оценивания учителем и учащимися освоения СЭЭО являются планируемые результаты, обозначенные авторами программы как «стойкие способности». Они составляют три взаимосвязанные и взаимообусловленные «измерения» (виды знаний и навыков): 1) осознанность, 2) сострадание, 3) вовлеченность и три области их использования: 1) личность, 2) общество и 3) системы (представлены в таблице 1) [9].

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. The Global Launch of SEE Learning. New Delhi, 5– 6 April 2019. URL: https://seelearn-ing.emory.edu/sites/default/files/2019-04/SEE-Launch-Program_small.pdf (дата обращения: 23.10.2021)

2. Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде». URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/in-stp/1570217567/1570218535/1575400945/ (дата обращения: 23.10.2021)

3. Morton, M. L., Felver, J. C., Jennings, P. A.: The Mindful School: Transforming School Culture Through Mindfulness and Compassion – Guilford Press. New York, NY, 2019. 271 p. // Mindfulness. 2019. V. 11 (12). P. 2860– 2861. - doi:https://doi.org/10.1007/s12671-020- 01507-2 (дата обращения: 27.10.2021)

4. Jennings P. A., Brown, J. L., Frank, J. L., Doyle S., Oh, Y., Davis, R., Greenberg, M. T. Impacts of the CARE for Teachers program on teachers’ social and emotional competence and classroom in-teractions // Journal of Educational Psychology. 2017. V. 109 (7). P. 1010–1028. - doi:https://doi.org/10.1037/edu0000187 (дата обращения: 27.10.2021)

5. Jones, D.E., Greenberg, M., Crowley, M. Early Social-Emotional Functioning and Public Health: The Relationship Between Kindergarten Social Competence and Future Wellness // American Journal of Public Health. 2015. №105 (11). P. 2283–2290.

6. Goleman D. Emotional intelligence. Bantam Books. – Psychology. 1995. P.352.

7. Кожевникова М.Н. Воспитание человека в новом тысячелетии // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 80-95. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=38194803 (дата обращения: 28.10.2021)

8. Страница НИ Лаборатории социальной поддержки личности РГПУ им. А.И. Герцена URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/instp/1570217567/ (дата обращения: 28.10.2021)

9. The SEE Learning Companion. Social, Emotional, and Ethical Learning. – Emory University. Atlanta, GA, 2019.

10. Циммерман Н.В., Кожевникова М.Н. Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании // Наука для образования сегодня. 2020. № 6. doi: 10.15293/2658-6762.2006 (дата обращения: 05.11.2021)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх