Политика аккультурации средствами просвещения в Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ вв.: концептуализация и конкретно-исторический подход

 
Код статьиS207987840029855-9-1
DOI10.18254/S207987840029855-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Обзорная статья нацелена на решение крупной научной проблемы — проведение комплексного анализа современных научных подходов к исследованию политики аккультурации средствами просвещения, проводившейся Российской империей по отношению к различным регионам страны, в том числе, по отношению к юго-восточному фронтиру, то есть кочевым и полукочевым народам центрально-азиатского и урало-поволжского макрорегионов страны во второй половине XIX — начале ХХ вв. Накопленный к настоящему времени опыт научных исследований по истории аккультурации средствами просвещения в пореформенной Российской империи делает возможным постановку данной проблемы, а потребность определить дальнейшие перспективные направления научного исследования политики аккультурации придает актуальность теме настоящей научной статьи. Основные результаты проведенного исследования заключаются в выяснении основных подходов к исследованию политики аккультурации «инородцев» Российской империи средствами просвещения, обобщении наиболее значимого научного опыта осмысления политики аккультурации в пореформенные десятилетия, а также в определении наиболее перспективных для дальнейшего изучения вопросов, связанных с проблематикой аккультурации кочевых и полукочевых подданных Российской империи средствами просвещения.

Ключевые словаРоссийская империя, фронтир, «инородцы», политика аккультурации средствами просвещения, Оренбургский край
Получено28.10.2023
Дата публикации31.01.2024
Кол-во символов31224
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 43

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева Л. В. Типология и проблемы изучения южно-российского фронтира // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. 2014. № 2 (22). С. 32—38.

2. Басалаева И. П. Фронтир как место в пространственном анализе социальной динамики // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 208—214.

3. Буканова Р. Г., Шарипов А. А. Концепция фронтира как познавательный инструмент в изучении истории российско-казахстанских отношений в XVIII—XIX вв. // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: История. Политология. 2018. Т. 45. № 2. С. 326—332.

4. Васильев Д. В. Административная аккультурация: опыт региональной политики Российской империи в Центральной Азии. XVIII—XIX вв. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2018.

5. Васильев Д. В., Любичанковский С. В. Казахи и русские: бытовая аккультурация в XIX в. // Вопросы истории. 2018. № 3. С. 151—165.

6. Гафаров А. А., Галеева М. А. Проблемы российского колониализма и антиколониального движения в отечественной научной литературе (вторая половина XIX—ХХ вв.) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 3. С. 18—27.

7. Годовова Е. В., Любичанковский С. В. Проявление объективных оснований этноидентичности в повседневном жизненном укладе тюркского населения Оренбургского казачьего войска (вторая половина ХVIII — первая половина ХIХ вв.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 86—90.

8. Джунджузов С. В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале: имперские проблемы аккультурации и проблемы сохранения этнической идентичности (середина 30-х гг. XVIII — первая четверть ХХ вв.) / науч. ред. С. В. Любичанковский. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014.

9. Джунджузов С. В., Любичанковский С. В. Оренбургские и уральские калмыки в условиях перехода от имперской политики аккультурации к советской национальной политике // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. С. 128—136. DOI: 10.17223/15617793/439/16

10. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи) / науч. ред. проф. С. В. Любичанковский. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2019.

11. Калиновский В. В., Пученков А. С., Самыловская Е. А. Служение архиепископа Димитрия (Абашидзе) на Черноморском флоте // Вопросы истории. 2020. № 4. С. 18—33. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202004Statyi02

12. Ковальская С. И., Любичанковский С. В. Феномен движения в жизни и культуре кочевых казахов на территории фронтира (конец XIX — начало XX вв.) // Oriental Studies. 2023. № 16 (1). С. 59—74. DOI: 10.22162/2619-0990-2023-65-1-59-74

13. Леденева Н. В. Аккультурация как процесс межкультурного взаимодействия // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 1 (3). С. 144—151.

14. Леонтьева О. Б. Национальная и конфессиональная политика российской империи в современной историографии // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-2 (99). С. 27—46.

15. Любичанковский С. В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006065-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840006065-0

16. Любичанковский С. В. История юго-восточного фронтира России: актуальные проблемы, современные подходы к их решению // Вестник РУДН. Серия: История России. 2020. Т. 19. № 3. С. 520—524.

17. Любичанковский С. В. Формирование казахской интеллигенции в гимназиях и профессиональных учебных заведениях Оренбургского края: ответ на вызовы пореформенной модернизации // Уральский исторический вестник. 2021. № 4. С. 106—114.

18. Любичанковский С. В. Имперская политика аккультурации юго-восточного фронтира самодержавной России и система «инородческого» образования Оренбургского края в условиях ускоренной пореформенной модернизации. Оренбург: ООО «ИПК «Университет», 2023.

19. Миронов Н. М. Очерк о русско-киргизских школах Уральской области // Известия по народному образованию. 1910. Август. С. 177—199.

20. Насонов А. А. Аккультурация в межконфессиональном взаимодействии на юге Западной Сибири (XVIII — начало ХХ вв.) // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 278—287.

21. Побережников И. В. Фронтирная модернизация как российский цивилизационный феномен // Россия реформирующаяся: ежегодн. М.: ин-т социологии РАН, 2013. С. 246—274.

22. Преображенский Ю. В. Подходы к выявлению центра и периферии // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 216—221.

23. Рогов И. И. Империя как политическая система. Структура имперской организации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. 197—206.

24. Родоман Б. Б. Российская внутренняя периферия // Наука. Инновации. Технологии. 2014. № 4. С. 139—147.

25. Самыловская Е. А. Рижские католики и протестанты в середине XVIII в. // Российская история. 2020. № 4. С. 182—187. DOI: 10.31857/S086956870010786-5

26. Сокольская Л. В., Валентонис А. С. Генезис понятия «аккультурация» в истории научного дискурса XIX—XXI вв. // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 212—228.

27. Тугай Н. И. Оренбургская русско-казахская учительская школа в формировании национальной интеллигенции // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен. Сб. статей междунар. науч.-практ. конф., 1—2 марта 2018 г. / отв. ред. С. В. Любичанковский. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. С. 353—358.

28. Экарева И. Л. Из истории колонизационной политики Российской империи // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2008. № 5 (61). С. 410—413.

29. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. М.: Учпедгиз, 1948.

30. Янкина Н. В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2006. № 1-1 (51). С. 82—808.

31. Янтуш О. А. «Инкультурация»: проблемы определения объема и содержания понятия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 173—175.

32. Dvornichenko A. Yu., Kudrayvtseva R.-E. A. The phenomenon of great Duchy of Lithuania in a scholar discourse on the Boundary of Millenniums // Bylye Gody. 2019. № 53 (3). С. 935—955.

33. Khodarkovsky M. Russia’s Steppe Frontier: The Making of a Colonial Empire, 1500—1800. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2002.

34. Lyubichankovskiy S. V. Imperial Acculturation on Russia’s Southeastern Frontier: An International Survey // Вестник РУДН. Серия: История России. 2020. Т. 19. № 3. С. 727—740.

35. Mokeev A. B., Rudnik S. N., Kudryavtseva R. E. Russian and Western European Mining Schools in the first half of the 19th century: A Comparative Analysis of Educational Process Organization // Bylye Gody. 2020. № 58. Р. 2514—2521.

36. Mokeev A. B., Podolsky S. I., Yanchenko D. G. Mining industry and education in the kingdom of Poland in the second half of the 19th — early 20th centuries // Bylye Gody. 2021. № 16 (1). С. 307—315.

37. Redfild R., Linton R., Herskovits M. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1. Р. 149—152.

38. Rudnik S. N. All-Estate Military Draft and the Caucasus in the Russian Government Policy // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. Вып. 1. С. 23—43. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2022.102

Система Orphus

Загрузка...
Вверх