Экстаз и Исход в интерпретации Филона Александрийского и Льва Шестова

 
Код статьиS207987840023161-6-1
DOI10.18254/S207987840023161-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Библейская традиция Исхода и философская традиция экстаза кажутся одновременно несовместимыми и тождественными. Греческий «экстаз» (ἔκστασις — «выхождение из себя») предполагает одержимость, сакральное безумие, поэтическое или философское вдохновение. У Платона и Плотина экстаз принадлежит духовной элите и универсален. Напротив, Исход в Библии совершает целый народ — Израиль. Экстаз происходит вне времени, тогда как Исход принадлежит метаистории. И все же между Исходом и экстазом есть нечто общее — оба они означают бегство — или от земного к небесному, или от рабства к свободе. Основываясь на этой общности, Филон Александрийский соединил Исход с экстазом в единый дискурс, пользуясь языком греческой колонизации. В понятиях экстаза он мыслил себя гражданином града небесного. На земле он — иностранец, мечтающий о возвращении в отечество. В понятиях Исхода он — гражданин града земного, Александрии. Этот город — отечество александрийских евреев, их община — колония, а Иерусалим — метрополия. В час бедствия и тревоги его мысли — о согражданах, евреях, его забота — не освобождение духа из телесной темницы, а освобождение Израиля из рабства. Он ненавидит врагов Израиля и лелеет надежду на мщение. Объединив Исход с экстазом, Филон все же не преодолел их разности. Его сознание остается разорванным между еврейским и эллинским, индивидуальным и племенным, человеческим и сверхчеловеческим. Эти противоречия в полной мере проявились в сознании другого «александрийца» — русского философа с еврейскими корнями Льва Шестова.

Ключевые словаИсход, экстаз, Платон, Плотин, Филон Александрийский
Получено01.08.2022
Дата публикации15.12.2022
Кол-во символов41027
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 220

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

2. Ахутин А. В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. И. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1993. С. 3—14.

3. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: по переписке и воспоминаниям современников: в 2-х т. P., 1983.

4. Барышников А. Е. Когнитивная история римской Британии: новые возможности? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 8 (106). URL: https://history.jes.su/s207987840016462-7-1/ DOI: 10.18254/S207987840016462-7

5. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб., 2008.

6. Буданова В. П. Когнитивная карта варварства: термин, понятие, концепт // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 8 (106). URL: https://history.jes.su/s207987840016978-4-1/ DOI: 10.18254/S207987840016978-4

7. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1—4 / пер. В. А. Модестова и Б. Г. Столпнера. СПб., 2013.

8. Ковельман А. Б., Гершович У. Сокрытое и явленное в Талмуде. Очерк нефилософского мышления на исходе античности. М., 2016.

9. Платон. Сочинения: в 4 т. / под ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб., 2007.

10. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000.

11. Чаковская Л. С. Эрвин Гуденаф: история научного одиночества // Материалы девятой ежегодной международной конференции по иудаике. В 2-х ч. М., 2002. Ч. 2. С. 355—366.

12. Шестов Л. И. Сочинения в 2-х томах / под ред. А. В. Ахутина. М., 1993. (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

13. Шестов Л. И. Сочинения в двух томах. Томск, 1996.

14. Adorno Th. W. Negative Dialektik. Frankfurt am Main, 1973.

15. Bloch R. Leaving Home: Philo of Alexandria on the Exodus // Israel’s Exodus in Transdisciplinary Perspective – Text, Archaeology, Culture, and Geoscience / ed. by Th. E. Levy, Th. Schneider, W.H.C. Propp. N. Y., 2015. P. 357—364.

16. Corpus Papyrorum Judaicarum / eds. V. Tcherikover, A. Fuks. Vol. 2. Cambridge, Mass., 1960.

17. Goodenough E. R. The Politics of Philo Judaeus: Practice and Theory. New Haven; L., 1938.

18. Goodenough E. R. By Light, Light: The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism. Amsterdam, 1969.

19. Hofmann K. Poetry after Auschwitz – Adorno’s Dictum // German Life and Letters. 2005. Bd. 58, 2. S. 192—194.

20. Mattes E. B. Myth for Moderns: Erwin Ramsdell Goodenough and Religious Studies in America, 1938—1955. Lanham, Md., 1997.

21. Pearce S. Jerusalem as “Mother-City” in the Writings of Philo of Alexandria // Negotiating Diaspora: Jewish Strategies in the Roman Empire / ed. by J. M. G. Barclay. (Library of Second Temple Studies, 45). N. Y., 2004. P. 19–37.

22. Seland T. “Colony” and “Metropolis” in Philo. Examples of Mimicry and Hybridity in Philo’s writing back from the Empire? // Études platoniciennes. 2010. Vol. 7. (Philon d’Alexandrie). P. 11—33.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх