Происхождение списка Апостола 1570 г. и руководители Русской Церкви XVI в.

 
Код статьиS207987840022649-2-1
DOI10.18254/S207987840022649-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
МГИМО МИД России
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье на конкретном примере рассматриваются информационные возможности выходных записей на книгах. Показано, что книговедческой составляющей они не исчерпываются. Итоги изучения текста колофона списка Апостола 1570 г. дали дополнительный материал к истории церковного управления в России XVI в. Установлено, что волоколамский инок Пимен (Садыков) около 1561 г. перешел в относительно небольшой, но значимый подмосковный Николо-Угрешский монастырь в сопровождении близких к нему лиц — Симеона (Голыгина) и, вероятно, иных. После Пимена около 1574—1581 гг. угрешским игуменом являлся Симеон (Голыгин). Показано, что благодаря таким, как он, Иосифо-Волоколамский монастырь и после опустошительного мора рубежа 1560—1570-х гг. продолжал играть значимую роль в управлении Русской Церковью.

Ключевые словаРукописная книга, история Русской Церкви, Иосифо-Волоколамский монастырь, Николо-Угрешский монастырь, XVI в., источниковедение, записи на книгах, книжная культура, церковная иерархия, монашество
Получено21.06.2022
Дата публикации17.10.2022
Кол-во символов45653
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 157

Оценка читателей: голосов 0

1. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV—XVI вв. / подгот. к печати Л. В. Черепнин, отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.В. Бахрушин. М.: Наука, 1956. Т. 3. Ч. 2.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. СПб.: Типография 2 отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 1.

3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. СПб.: Типография 2 отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 2.

4. Алексеев А. И. «Лествица духовных властей» митрополита Макария // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2019. Вып. 38. С. 255—264.

5. Антонов А. В. Вотчинные архивы московских монастырей и соборов XIV—начала XVII вв. // Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 193—201.

6. Антонов А. В. Частные архивы русских феодалов XV — начала XVII вв. // Русский дипломатарий. М.: Древлехранилище, 2002. Вып. 8.

7. Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 70—80-х гг. М.; Ленинград: Институт истории СССР, 1980.

8. Давиденко Д. Г. Представители рода Ступишиных в церковной жизни России XVI в. // Российская генеалогия. М.: Старая Басманная, 2016. Вып. 1. С. 9—55.

9. Давиденко Д. Г. Церковь Петра Митрополита в башне Кремлевской ограды // Московский Кремль в XVII столетии. Древние святыни и исторические памятники: сб. ст. В 2 кн. Кн. 1. М.: БуксМАрт, 2019. С. 287—289.

10. Дайкстра Т. Иноческие имена в Московской Руси и проблемы идентификации их обладателей (на материале источников Иосифо-Волоколамского монастыря, 1479—1607) // Именослов. Историческая семантика имени. М.: Индрик, 2007. Вып. 2. С. 238—298.

11. Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Записи как одна из кодикологических особенностей рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря // Русская книжность XV—XIX вв. М.: ГИМ, 1989. Вып. 71. С. 25—47.

12. Димитрий (Пимен, архим.). Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря. М.: Типография В. Готье, 1872.

13. Ерусалимский К. Ю. На службе короля и Речи Посполитой. М.; СПб.: Нестор-История, 2018.

14. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI вв.). М.: Наука, 1977.

15. Иоанн (Рубин). Угрешский настоятель XVI в. игумен Пимен Садыков и традиции книгописания // Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря: к 400-летию дома Романовых. Труды IV церковно-научной конференции. М.: Пенаты, 2014. С. 41—45.

16. Клосс Б. М. Иосифо-Волоколамский монастырь и летописание конца XV — первой половины XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Ленинград: Наука, 1974. Вып. 6. С. 107—125.

17. Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев — «списатели книг» // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М.: Наука, 1974. Сб. 2. С. 150—167.

18. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Ленинград: Наука, 1991.

19. Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV—XVI вв. М.: РГГУ, 1995.

20. Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV—XVI вв. // Монашество и монастыри в России. XI—XX вв.: исторические очерки. М.: Наука, 2002. С. 81—115.

21. Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. М.: Наука, 1986.

22. Корогодина М. В. Куростровский дьяк Давыдец Михайлов: нотарий, книгописец, миниатюрист? // Грани русского Средневековья: сборник статей к 90-летию Ю. Г. Алексеева. М.: Древлехранилище, 2016. С. 164—171.

23. Кузьмин А. В. Тверской боярский род Шетневых, Зюзиных и Садыковых в XIII — первой половине XVI в. (проблемы генеалогического исследования) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T. 6. Вып. 1 (34). URL: https://history.jes.su/s207987840000964-9-2

24. Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности / сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина, И. В. Поздеева. Ленинград: Наука, 1991. С. 122—414.

25. Пашкова Т. И. Местное управление в Русском государстве первой половины XVI в.: наместники и волостели. М.: Древлехранилище, 2000.

26. Писцовые материалы Тверского уезда XVI в. / сост. А. В. Антонов. М.: Древлехранилище, 2005.

27. Писцовые материалы Ярославского уезда XVI в. Поместные земли / сост. В. Ю. Беликов, С. С. Ермолаев. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

28. Прокопенко А. М. Новые документы по истории землевладения Николо-Угрешского монастыря // Русский дипломатарий. М.: Археографический центр, 1997. Вып. 2. С. 52—68.

29. Седов В. В. О дате собора Николо-Угрешского монастыря // Архив архитектуры. М.: Общество историков архитектуры, 1992. Вып. 1. С. 38—45.

30. Серебрякова Е. И. Рукописи из Николо-Угрешского монастыря в собрании ГИМ: история и кодикология // Историко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря. II научная конференция. К 400-летию сбора Первого народного ополчения под руководством Прокопия Ляпунова и Ивана Заруцкого у стен Николо-Угрешского монастыря. Николо-Угрешская православная духовная семинария: Пенаты, 2011. С. 82—89.

31. Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв. СПб.: типо-лит. А. М. Вольфа, 1892.

32. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М.: Тип. Селивановского, 1819. Т. 5. Ч. 2.

33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.: Типография В. С. Балашова, 1877.

34. Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906.

35. Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник XVI в. // Исторические записки. М.: АН СССР, 1938. Т. 3. С. 130—160.

36. Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. / подг. А. А. Зимин. М.; Ленинград: АН СССР, 1950.

37. Усачев А. С. «Честные и благородные люди» в Русской церкви XV—XVI вв. Особенности самоидентификации // Диалог со временем. М., 2021. Вып. 77. С. 314—326.

38. Усачев А. С. Восприятие центральных светских и духовных властей переписчиками книг в XVI в. (по материалам выходных записей) // Российская история. 2021. № 5. С. 32—47.

39. Усачев А. С. Книгописание в России XVI в.: по материалам датированных выходных записей. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2018. Т. 1—2.

40. Усачев А. С. Книгописание и проблемы социально-экономического развития в России XVI в. // Российская история. 2019. № 6. С. 180—201.

41. Усачев А. С. Об истории бытования идеи «Третий Рим» в России XVI в. // Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 9—17.

42. Усачев А. С. Писцы рукописных книг и внутренние миграции в России XVI в. // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2020. М.: Наука, 2021. Т. 10. С. 146—197.

43. Усачев А. С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97—113.

44. Усачев А. С. Состав заказчиков рукописных книг XVI в. и проблемы формирования русской военно-служилой элиты // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 3 (77). С. 70—89.

45. Усачев А. С. Статус в миру и церковная карьера в России XVI в. // Вестник архивиста. 2022. № 1. С. 24—35.

46. Чернов С. З. Волок Ламский в XIV — первой половине XVI вв.: структуры землевладения и формирование военно-служилой корпорации. М.: Галерея, 1998.

47. Чернов С. З. Исторический ландшафт окрестностей Троице-Сергиева монастыря и его семантика // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М.: Наука, 2000. С. 655—707.

48. Чернов С. З., Гончарова Н. Н., Лебедева Е. Ю. Некрополь Николо-Угрешского монастыря по данным археологических раскопок Никольского собора в 2004 г. // Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Леонида Андреевича Беляева. М.: ИА РАН, 2008. С. 152—205.

49. Шульгина Э. В. Русская книжная скоропись XV в. // История и палеография. М.: ИРИ РАН, 1995. Вып. 2. С. 258—275.

50. Dykstra T. E. Russian Monastic Culture: “Josephism” and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479—1607. München: Verlag Otto Sagner, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх