Рец. на: Троицкий А.К. Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815–2018. М., 2019

 
Код статьиS086954150010058-3-1
DOI10.31857/S086954150010058-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Троицкий А.К. Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815–2018. М., 2019
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы198-202
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено28.06.2020
Дата публикации28.06.2020
Кол-во символов12855
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Книга Артемия Кивовича Троицкого “Субкультура…”, первая версия которой была издана в 2017 г. в Великобритании, на русском языке вышла в июне 2019 г. Она привлекла мое внимание не только и даже не столько своим подзаголовком “История сопротивления российской молодежи 1815–2018”, который указывает на злободневность поднятой темы, но и – прежде всего – тем, что в этом случае не-антрополог “играет на нашем поле”. В каком-то смысле проблематику субкультур можно считать “базовой”, одной из самых востребованных и “типичных” для нашей науки. Немало моих коллег признавалось, что “на входе” в профессию они были заворожены изучением групп ролевиков, реконструкторов, анимешников, неоязычников, хиппи, йогов и проч.
2 В выходных данных книги, напечатанной трехтысячным тиражом, издание не обозначено как научное и даже научно-популярное: автор демонстративно отказывается от претензий на “истинное знание”, подчеркивая, что все вышеизложенное – его личный взгляд. Пожалуй, Артемий Троицкий имеет право на такую подачу материала по ряду объективных причин: он являлся не только активным участником “советского инакомыслящего подполья”, но и одним из тех, кто “конструировал” (суб- или контр-) культуру отечественного андеграунда. Тем не менее очевидно, что исследование Троицкого выполнено в русле публичной истории, а рецензируемая книга будет восприниматься целевой аудиторией как полноценное кросс-культурное исследование. Артемий Троицкий начинает свой труд с экскурса в историю России начала XIX в. и актуализирует разрозненные школьные знания о нигилистах, денди, стилягах и т.д., деятельность которых объединена им в общую концепцию противостояния молодежи и властных структур; кроме того, книга снабжена богатой иллюстративной базой, включающей уникальные фото из личного архива автора. Сегодня одной из главных проблем мировой науки является активный захват информационного поля любителями-непрофессионалами и невозможность академическим исследователям конкурировать с ними за выход на широкую аудиторию. Учитывая, что массовый читатель (а также журналисты, редакторы и продюсеры ТВ-каналов) часто не понимает разницы между профессиональными исследованиями и публикациями, авторы которых далеки от науки (Васеха 2016: 113) – или, что не исключено, сознательно делает выбор в пользу тех, кто не ограничен “кабинетными рамками”, – рецензирование труда А.К. Троицкого представителем антропологического сообщества видится важной и необходимой работой.
3 Считается, что интерес к изучению молодежных сообществ возник во второй половине 1960-х годов в связи со всплеском активности в среде молодежи (студенческие революции, движение битников и проч.), а в нашей стране в силу особенностей советской идеологии к теме субкультур обратились лишь с началом политических послаблений – в середине 1980-х годов. При этом большинство отечественных работ того периода носили скорее описательный характер. Настоящим прорывом стал выход в свет книги известной петербургской исследовательницы Т.Б. Щепанской “Символика молодежной субкультуры” (Щепанская 1993), которая была написана с применением свежих научных методов и высоким уровнем обобщений. Публикация этой работы вызвала всплеск интереса в научной среде к изучению различных молодежных сообществ, движений и российской “субкультуры” как феномена. Среди современных авторов, работающих с проблематикой молодежных движений, можно назвать М.Д. Алексеевского, Д.В. Громова, М.А. Кудряшова, Д.А. Литвину, М.Л. Лурье, Е.Л. Омельченко, Д.Б. Писаревскую, Д.А. Радченко и многих других. Кроме того, вышло немало сборников и коллективных монографий, в которых поднимается тема неформальных сообществ, а самый влиятельный российский антропологический журнал “Этнографическое обозрение” с завидной регулярностью посвящает ей специальные номера.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 1, всего просмотров: 973

Оценка читателей: голосов 0

1. Васеха М.В. Международный конгресс исторических наук // Вестник антропологии. 2016. № 1 (33). С. 112–115.

2. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.

3. Омельченко Е. Л. От субкультур – к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. 2014. № 1. С. 3–8.

4. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986–1989 гг. СПб.: Наука, 1993.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх