Развитие монашеской терминологии и законодательное определение статуса монашества

 
Код статьиS207987840015765-0-1
DOI10.18254/S207987840015765-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается связь между развитием вновь возникшей монашеской терминологии и определением статуса монашества Церковью и ранневизантийского государства. Или, другими словами: когда начался процесс институализации, какая лексика при этом использовалась, когда в законах и канонах началось употребление «классической» монашеской терминологии, как далеко по времени отстоит от возникновения новой терминологии выработка статуса. Исследование разделено на две части: по мужскому монашеству и женскому. Временные рамки исследования — IV в. — первая половина V в. Географические рамки — Позднеримская империя, в основном Восточная ее половина. В статье делаются следующие выводы: выработка статуса мужского монашества произошла всего сто лет спустя после его возникновения, практически сразу в законах стал использоваться наиболее употребительный в папирусах и монашеской литературе термин monachus, что свидетельствует о четком определении места новой социальной группы, а определение статуса женского монашества происходило крайне медленно, в законах и канонах новая лексика практически не использовалась, что отражает многообразие форм женской аскезы даже в V в.

Ключевые словамонашеская терминология, статус монашества, μοναχός, μονάζων, ἀσκητής, μονάζουσα, ἀσκήτρια
Получено22.02.2021
Дата публикации21.06.2021
Кол-во символов58682
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. Acta Conciliorum Oecumenicorum, Concilium universalе chalcedonense / ed. E. Schwartz. Berolini, 1933.

2. Adam A. Grundbegriffe des Mönchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1953/1954. LXV. Hft. I, II. P. 209—240.

3. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine / ed. G. J. M. Bartelink. P., 1994.

4. Athanase d'Alexandrie. Apologie à l’empereur Constance. Apologie pour sa fuite / ed. J.-M. Szymusiak. P., 1958. P. 88—132.

5. Barison P. Ricerche sui monasteri dell’Egytto bizantino ed arabo secondo i documenti dei papiri greci // Aegyptus. 1938. № 16. P. 29—148.

6. Beck H. G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959.

7. Bumazhnov D. Some further observations concerning the early History of the term “monaxos” // Studia patristica. Vol. XLIV—XLIX. Leuven, 2010. P. 21—26.

8. Choat M. The Development and Usage of Terms for “monk” in Late Antique Egypt // Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster, 2002. № 45. P. 5—23.

9. Collectio sabbaitica contra acephalos et origeniastas destinata. Insunt acta synodorum Constantinopolitanae et Hierosolymitanae / éd. E. Scwartz. Anno 536 // ACO. 1940. Vol. 3.

10. Corpus juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus (CJ) / ed. P. Krueger. Berolini, 1906.

11. Elm S. Virgins of God. The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994.

12. Emmet A. Female asceticism in the Greek papyri // Jahrbuch für Österreichischen Byzantinistik. 1992. 32.2. S. 507—515.

13. Epiphanius. Panarion (= Adversus haereses) / ed. K. Holl [Die griechischen christlichen Schriftsteller 25, 31, 37]. Leipzig, 1933. Vol. 3.

14. Gaudemet J. Les sources du droit de l'Eglise en Occident. P., 1985.

15. Gribomont J. Le monachisme au IVe siecle en Asie Mineure: de Gangres au Messalianisme // Studia Patristica. Vol. II. P. II. Berline, 1955. P. 400—418.

16. Gribomont J. St. Basile et le monachisme enthousiaste // St Basile. Évangile et Église. Mélanges. Abbaye de Bellefontaine, 1984. Vol. 1. P. 43—65.

17. Herodiani partitiones (= Ἐπιμερισμοί [Sp.?] (e codd. Paris. 2543 + 2570) / ed. J. F. Boissonade. L., 1819 (repr. Amsterdam: Hakkert, 1963). P. 1—282.

18. Hieronimi Epistulae III ad Rufinum / ed. J. Hilberg. Wien, 1918.

19. Jean Chrysostome. Lettres á Olympias / éd. A.-M. Malingrey. P., 1947.

20. Joannes Chrysostomus. In epistula I ad Corintheos. Homilia XXX // Patrologia Graeca. Vol. 61.

21. Judge E. A. The earliest use of monachos for “monk” (P. Coll. Youttie 77) and the origins of monasticism // Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster, 1977. Vol. 20. S. 72—89.

22. Lienhard J. Paulinus of Nole and Early Western Monasticism. Bonn, 1977.

23. Martínez Albarrán M. J. Ascetismo y monasterios femeninos en el Egipto tardoantiguo // Estudio de papiros y ostraca griegos y coptos. Publicacions de l’Abadia de Montserrat, 2011.

24. Morard F. E. Monachos, Moine. Histoire du terme grec jusqu’au IV siecle // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1973. Vol. 20. P. 332—412.

25. Palladio. La storia Lausaica / ed. G. J. M. Bartelink. Verona: Fondazione Lorenzo Valla, 1974.

26. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio / rev. ed. J. Mansi. Graz, 1960. Vol. II—III.

27. Sermo in pretiosam et vivificam crucem, et in secundum adventum, et de caritate et eleemosyna // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα / ed. K. G. Phrantzoles. Thessalonica, 1992. Vol. 4. P. 129—154.

28. Souter A. A Glossary of Later Latin to 600 A. D. Oxford, 1949.

29. St. Basile. Lettres / ed. Yv. Courtonne. P., 1957. Vol. 2.

30. Tetz М. Eine asketische Ermunterung zur Standhaftigkeit aus der Zeit der Maximinischen Verfolgung (311/313) / / Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft. 1990. Bd. 81. S. 79—102.

31. Theodosiani libri XVI (CTh) / ed. Th. Momsen. Berolini, 1905.

32. Wipszycka E. L’ascétism féminin dans l’Égypte de l’antiquité tardive: un sujet difficile sur un livre de M. J. A. Martínez // The Journal of Juristic Papyrology. Vol. XLII. 2012. P. 337—351.

33. Wipszycka E. Moines et communautés monastiques en Égypte. IVe—VIIe siècles // Journal of juristic papyrology. Supplement. Varsovie, 2009. Vol. 11.

34. Wipszycka E. Ἀναχωρητής, ἐρημίτης, ἔγκλειστος, ἀποτακτικός. Sur la terminologie monastique en Égypte // The Journal of Juristic Papyrology. 2001. Vol. XXXI. P. 147—168.

35. Περὶ ὀρθογραφίας / ed. A. Lentz // Grammatici Graeci. Vol. 3.2. Leipzig, 1870. Σ. 407—611.

36. Ράλλης Γ. Α., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ἱερῶν κανόνων. Ἀθηνησιν, 1953. Т. 3.

37. Ванькова А. Б. Некоторые замечания о статусе монахов и монастырей по светскому и церковному законодательству IV в. // Вестник древней истории. № 1. 2000. С. 153—159.

38. Ванькова А. Б. «Так как благодать Божия свела нас вместе»: Василий Великий и монашеская терминология // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 3 (77). URL: https://history.jes.su/s207987840004616-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840004616-6

39. Диодор (Ларионов). «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II—IV вв. // Богословский вестник. 2016. № 20-21. С. 225—252; 2016. № 22-23. С. 236—264.

40. Литвинова Л. В. Аскетизм // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2008. С. 593—608.

41. Литвинова Л. В. Девство // Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2012. С. 284—293.

42. Сassianus. Collationes / ed. E. Picherry. P., 1959 (Sources chretiennes 64).

43. Ткачев Е. В. Монашество // Православная Энциклопедия. Т. 46. М., 2017. С. 569.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Список сокращений   ACO CUC — Acta Conciliorum Oecumenicorum, Concilium universale chalcedonense CTh — Codex Theodosianus  

Система Orphus

Загрузка...
Вверх