Обучение ремеслу историка: образовательные практики студентов исторических факультетов г. Челябинска в 1956—1986 гг.

 
Код статьиS207987840014297-5-1
DOI10.18254/S207987840014297-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Южно-Уральский государственный колледж
Адрес: Российская Федерация, Челябинск
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается процесс обучения студентов-историков и передачи им профессиональных и практических навыков ремесла историка. На примере локального сообщества учеников высшей школы г. Челябинска выявляются особенности (вос)принятого стиля общения преподавателей и студентов, определяемого спецификой конкретного учебного заведения. Делается вывод о том, что представители студенческой корпорации являлись неотъемлемой частью научного сообщества историков, его отображением, «сообществом в миниатюре». Именно в «студенческий» период происходило первичное приобретение профессионального опыта, определялись «научные интересы» и начиналось формирование «научной репутации».

Ключевые словаЧелябинский государственный педагогический институт (ЧГПИ), Челябинский государственный университет (ЧелГУ), архивная практика, музейно-экскурсионная практика, педагогическая практика, дипломная работа, архивы
Получено26.02.2021
Дата публикации17.05.2021
Кол-во символов45654
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 412

Оценка читателей: голосов 0

1. Баберовский Й. Существует ли историческая действительность и как историки могут о ней рассказать? Размышления об отношениях истории и этнологии (пер. с нем. О. Никоновой) // Траектория в сегодня: россыпь историко-биографических артефактов: (к юбилею профессора И. В. Нарского) / под ред. О. С. Нагорной, О. Ю. Никоновой, Ю. Ю. Хмелевской. Челябинск: Энциклопедия, 2009. С. 100—116.

2. Волобуев П. В. История отвечает не на все вопросы // Наука и власть: воспоминания учёных-гуманитариев и обществоведов. М.: Наука, 2001. С. 107—131.

3. Гирц К. Путь и случай: Жизнь в науке / Пер. с англ. и примеч. А. Л. Зорина // Новое литературное обозрение. 2004. № 70 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/70/gi3.html (дата обращения: 02.2021).

4. Гумбрехт Х. У. Ледяные объятия «научности», или Почему гуманитарным наукам предпочтительнее быть “Humanities and Arts” / пер. с англ. Е. Канищевой // Новое литературное обозрение. 2006. № 81 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/gu1.html (дата обращения: 02.2021).

5. «Историк у верстака» (интервью А. Я. Гуревича) // Отечественные записки. 2004. № 5 (20) [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/5/istorik-u-verstaka (дата обращения: 02.2021).

6. Кузнецова О. В. Локальное научное сообщество историков в 90-е годы XX в. (на материалах города Омска) // Мир историка. ХХ в. М., 2002. С. 179—199.

7. Кром М.: «Ходячий образ историка как эдакого летописца Нестора — неверный». Профессор ЕУСПб — об истории понятий, месте истории в ряду наук и отличии науки от политики [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/349 (дата обращения: 02.2021)

8. Нарский И. В. Между университетскими культурами России и Германии (несколько личных наблюдений) // Историк в меняющемся пространстве российской культуры. XVIII—XX вв.: Сб. статей. Челябинск: Каменный пояс, 2006. С. 180—184.

9. Осипов А. М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007. № 5. С. 69—73.

10. Парсамов В. С., Шалаева А. В. ВАК и проблемы научной аттестации в СССР в 1930-е гг. Итоги и перспективы изучения. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2014/10/17/1099212955/WP6_2014_04.pdf (дата обращения: 02.2021)

11. Пушкарева Н. Л. «Академики в чепце»? История дискриминационных практик в отношении российских женщин-ученых // Женщина Плюс. 2004. Т. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/womplus/2004/01_11.htm (дата обращения: 02.2021).

12. Пушкарёва Н. Л. Воспроизводство кадров для российской науки в советский и постсоветский период: гендерный и институциональный аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2011. № 3. С. 58—76.

13. Рыженко В. Г. Возвращённое наследие историков XX в. в коммуникативном поле современной российской исторической науки: приглашение к дискуссии // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII—XXI вв.: сборник статей / под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной, Ю. В. Красновой. Челябинск: Энциклопедия, 2011. С. 372—382.

14. Свешников А. В. Петербургская школа медиевистов начала XX в. Историко-антропологическое исследование научного сообщества: автореферат диссертации доктора исторических наук. Томск, 2011. 46 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004845006#?page=1 (дата обращения: 02.2021).

15. Сидорова Л. А. Особенности стиля профессионального общения в сообществе советских историков середины ХХ в. // Преподаватель. ХХI в. 2009. № 1. Ч. 2. С. 234—241.

16. Щепанская Т. Б. Полевик: фигура и деятельность этнографа в экспедиционном фольклоре (опыты автоэтнографии) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 2. С. 180—194 [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/837/828/1217/Shchepanskaya.pdf (дата обращения: 02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх