Идея университета как дискурсивный политический проект: опыт теоретической интерпретации

 
Код статьиS207987840014296-4-1
DOI10.18254/S207987840014296-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Основная цель статьи заключается в том, чтобы обозначить основные критические пункты современных дискуссий, направленных на поиск новых теоретических аргументов, позволяющих обосновать правомерность предположения, согласно которому классическая университетская идея, ее проективная динамика и дискурсивные ресурсы и в наши дни, несмотря на большое количество препятствий и кризисных тенденций, продолжают оказывать огромное воздействие на формирование университетских сообществ в большинстве регионов мира. Наиболее приоритетной задачей является расширение круга источников, связанных с теми направлениями исследований классической идеи университета, которые сегодня играют наиболее важную роль в ее теоретической интерпретации. Большое внимание уделяется различным аспектам концепций университета В. фон Гумбольдта и Д. Г. Ньюмана и их анализа в современной западной научной и политико-философской традиции. Предпринимается попытка представить все многообразие подходов к анализу идеи университета в западноевропейской и североамериканской политической теории во второй половине XX — начале XXI вв. В структуру аналитического обзора включены философский анализ традиций и принципов университетского образования в трудах К. Ясперса, М. Оукшотта, М. Адлера, Ж.-Ф. Лиотара, А. Макинтайра, Я. Пеликана; социологические концепции М. Вебера, Т. Веблена, Н. Лумана, З. Баумана; политологические идеи А. Флекснера, К. Керра, Ф. Рингера, М. Хофштеттера, С. Фуллера, М. Блайта, В.А. Шмидт, Р. Сассауэра, К. Оффе, Р. Барнетта, С. Бенгстена, Ш. Ротблатта, Б. Виттрока и других ученых. Для современного образовательного дискурса характерно, что многие дискуссии вокруг университетской идеи в ряде своих аспектов воспроизводят аналогичные философские и идеологические споры раннего модерна, равно как и сравнительно недавних десятилетий. По мнению авторов, данная тенденция не выглядит случайной: анализ природы университета и сложной структуры университетских сообществ далеко не всегда позволяет прийти к непротиворечивым результатам, которые могут удовлетворить всех без исключения

Ключевые словаидея университета, дискурс, образовательные проекты, историческая традиция, политическая теория, либерализм, коммунитаризм
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-111-50128 «“Идея университета” как дискурсивный политический проект».
Получено19.02.2021
Дата публикации17.05.2021
Кол-во символов67826
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 431

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер М. Социализм. Речь для общей информации австрийских офицеров в Вене (1918 г.) / пер. с нем. В. А. Гуторова // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 3. С. 18—42.

2. Adler M. J. Haves Without Have-Nots. Essays for the 21-st Century on Democracy and Socialism. N. Y., 1991.

3. Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernity and Intellectuals. Cambridge, 1989.

4. Beiser F. Enlightenment, Revolution, and Romanticism: The Genesis of Modern German Political Thought, 1790—1800. Cambridge, Massachusetts; L., 1992.

5. Beiser F. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism. Cambridge, Massachusetts; L., 2003.

6. Bloom P., Sancino A. Disruptive Democracy: The Clash Between Techno-Populism and Techno-Democracy. Los Angeles; L.; New Delhi; Singapore; Washington DC; Melbourne, 2019.

7. Blyth M. Great Transformations. Economic Ideas and Institutional Change in the Twentieth Century. Cambridge; N. Y., 2002.

8. Campbell J. L., Pedersen O. K. The National Origins of Policy Ideas. Knowledge Regimes in the United States, France, Germany, and Denmark. Princeton; Oxford, 2014.

9. Critical Discourse Analysis: Theory and Interdisciplinarity / ed. by Gilbert Weiss, Ruth Wodak. N. Y., 2003.

10. Deutsch K.W. Editor’s Note // Jaspers K. The Idea of the University / ed. by K. W. Deutsch. Boston, 1959. P. IX—XIII.

11. Eagleton T. The Idea of Culture. Oxford, 2000.

12. Fairclough N. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. L.; N. Y., 2003.

13. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. L.; N. Y., 1995.

14. Femia J. V. Gramsci’s Political Thought: Hegemony, Consciousness, and the Revolutionary Process. Oxford, 1981.

15. Flexner A. Die Universitäten in Amerika — England — Deutschland. Berlin; Heidelberg, 1932.

16. Flexner A. The Usefulness of Useless Knowledge // Harpers’ Magazine. Is. 179. June/November 1939. P. 544—552.

17. Franco P. Michael Oakeshott: An Introduction. New Haven; L., 2004.

18. Franco P. The Political Philosophy of Michael Oakeshott. New Haven; L., 1990.

19. Fuller S. The Academic Caesar: University Leadership is Hard. Los Angeles; L., 2016.

20. Fuller S. The Knowledge Book: Key Concepts in Philosophy, Science and Culture. Stocksfield, UK, 2007.

21. Fuller S., Kivisto P. Post-Truth: Knowledge as a Power Game. N. Y., 2019.

22. Geuss R. The Idea of a Critical Theory: Habermas and the Frankfurt School. Cambridge, 1981.

23. Graeber D. The Utopia of Rules: On Technology, Stupidity, and the Secret Joys of Bureaucracy. Brooklin; L., 2015.

24. Gray H. H. Searching for Utopia: Universities and Their Histories. Berkeley, Los Angeles; L., 2012.

25. Head B. W. Ideology and Social Science: Destutt de Tracy and French Liberalism. Dordrecht; Boston; Lancaster, 1985.

26. Hofstetter M. The Romantic Idea of a University: England and Germany, 1770—1850. Houndmills, Basingstoke; N. Y., 2001.

27. Jaspers K. Die Idee der Universität. Berlin; Heidelberg; N. Y., 1980.

28. Kerr C. The Great Transformation in Higher Education, 1960—1980. Albany, N. Y., 1991.

29. Kerr С. The Uses of the University: Fifth Edition. Cambridge, Massachusetts; L., 2001.

30. Kiss E. A. Conserving the University as a Place for Liberal Learning // Michael Oakeshott’s Cold War Liberalism / ed. by Terry Nardin. N. Y., 2015.

31. Lavery G. E. Quaint, Exquisite: Victorian Aesthetics and the Idea of Japan. Princeton; Oxford, 2019.

32. Luhmann N. Universität als Milieu. Kleine Schriften / hrsg. von André Kieserling. Bielefeld, 1992.

33. Lyotard J.-F. Discourse, Figure. Minneapolis; L., 2011.

34. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: rapport sur le savoir. P., 1979.

35. MacIntyre A. God, Philosophy, Universities: A Selective History of the Catholic Philosophical Tradition. Lanham; Boulder; N. Y.; Toronto; Plymouth, UK., 2009.

36. Martin B. John Henry Newman: His Life and Work. L.; N. Y., 2000.

37. Mestrovic S. Thorstein Veblen on Culture and Society. L.; Thousand Oakes; New Delhi, 2003.

38. Michael Oakeshott’s Cold War Liberalism / ed. by Terry Nardin. N. Y., 2015.

39. Musselin Chr. The Long March of French Universities. N. Y.; L., 2004.

40. Newman J. H. The Idea of a University Defined and Illustrated. In Nine Discourses Delivered to the Catholics of Dublin; In Occasional Lectures and Essays Addressed to the Members of the Catholic University. Notre Dame, Indiana, 1982.

41. Normand R. The Changing Epistemic Governance of European Education: The Fabrication of the Homo Academicus Europeanus? Cham, Switzerland, 2016.

42. Nybom Th. The Disintegration of Higher Education in Europe, 1970—2010: A Post-Humboldtian Essay // Clark Kerr’s World of Higher Education Reaches the 21st Century. Chapters in a Special History / ed. Sheldon Rothblatt. Dordrecht; Heidelberg; N. Y.; L., 2012.

43. Oakeshott M. The Definition of a University // The Journal of Educational Thought (JET) / Revue de la Pensée Éducative. 1967. Vol. 1. № 3. P. 129—142.

44. Offe C. Reflections on America: Tocqueville, Weber and Adorno in the United States. Cambridge, 2005.

45. Östling J. Humboldt and the Modern German University: An Intellectual History. Lund, 2018.

46. Pelikan J. The Idea of the University. A Reexamination. New Haven; L., 1992.

47. Representing Communities: Discourse and Contexts. Ruth Sanz Sabido (eds.) Cham, Switzerland, 2017.

48. Ricken U. Linguistics, Anthropology and Philosophy in the French Enlightenment: A Contribution to the History of the Relationship Between Language Theory and Ideology. L.; N. Y., 1994.

49. Ringer F. Max Weber. An Intellectual Biography. Chicago; L., 2004.

50. Ringer F. The Decline of German Mandarins. The German Academic Community, 1890—1933. Cambridge, Massachusetts, 1969.

51. Rodrik D. When Ideas Trump Interests: Preferences, Worldviews, and Policy Innovations // Journal of Economic Perspectives. Vol. 28. № 1. Winter 2014. P. 189—208.

52. Rösch F. Power, Knowledge, and Dissent in Morgenthau’s Worldview. N. Y., 2015.

53. Sassower R. Compromising the Ideals of Science. Houndmills, Basingstoke; N. Y., 2015.

54. Sassower R. The Price of Public Intellectuals. N. Y., 2014.

55. Schmidt V. A. Discursive Institutionalism: The Explanatory Power of Ideas and Discourse // Annual Review of Political Science. 2008. Vol. 11. P. 303—326.

56. Schmidt V. A. Taking Ideas and Discourse Seriously: Explaining Change through Discursive Institutionalism as the Fourth “New Institutionalism” // European Political Science Review. Vol. 2. Is. 1. March 2010. P. 1—25.

57. Steinberger P. J. The Idea of the State. Cambridge, 2005.

58. The Routledge Handbook of Critical Discourse Studies / ed. Flowerdew J., Richardson J. E. L.; N. Y., 2018.

59. The Thinking University. Søren / Bengtsen S. E., Barnett R. Cham, Switzerland, 2018.

60. The University According to Humboldt: History, Policy, and Future Possibilities. / ed. Backhaus J. G. Cham; Heidelberg; N. Y.; Dordrecht; L., 2015.

61. The Voice of Liberal Learning: Michel Oakeshott on Education / ed. by Timothy Fuller. New Haven; L., 1989.

62. Thinking about Higher Education / ed. Gibbs P., Barnett R. Cham; Heidelberg; N. Y.; Dordrecht; L., 2014.

63. Veblen T. The Higher Learning in America: A Memorandum on the Conduct of Universities by Business Men. N. Y., 1918.

64. Vest Ch. M. The American Research University from World War II to World Wide Web: Governments, the Private Sector, and the Emerging Meta-University. Berkeley, Los Angeles; L., 2007.

65. Wittrock B. The Modern University: The Three Transformations // The European and American University since 1800: Historical and Sociological Essays / ed. Rothblatt S., Wittrock B. N. Y., 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх