Патриарх Авраам в городском пространстве раннего Нового времени: иконография и сцена

 
Код статьиS207987840012808-7-1
DOI10.18254/S207987840012808-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Понимая под «городским пространством» совокупность образов, идей и интерпретаций, существовавшую в среде европейского города раннего Нового времени, мы обращаемся эволюции образа Авраама под влиянием конфессиональных процессов. Используются данные, полученные на основе анализа визуальных источников (порядка 170 изображений) и евангелической драматургии XVI—XVII вв. Три темы — жертвоприношение Исаака, посещение Авраама тремя незнакомцами и изгнание Агари — имели универсальное значение. Они представлены почти в равных пропорциях в искусстве позднего средневековья, периода Реформации и конфессиональной эпохи.  Однако изучение театрального материала позволили автору сделать вывод, что содержание сцен было достаточно сильно переосмыслено. Так, Авраам для евангеликов — отец верующих, и вся его жизнь — проявление живой веры — с опытом искушения, сомнения и переживанием чуда. При этом лютеранские авторы не ограничивались только духовным измерением, стремясь показать и миропорядок других уровней — Дома (социума) и Власти. При том, что образ Исаака сохраняет свою прочную связь с образом жертвы Христа, Авраам теряет связь с образом Бога-Отца, характерную для средневековых мистерий. Некоторые новые сюжеты в изобразительном искусстве XVI—XVII вв. — путь к горе Мория, алтарь благодарения, прощание Авраама с Агарью и Исмаилом, — также отражают эти смысловые сдвиги. Совершенно исчезает из протестантизма образ Мельхиседека-первосвященника: иконография остается прерогативой католической церкви, может встречаться в библейских иллюстрациях, но литераторы (за исключением Яна Амоса Коменского) не обращается к этому сюжету. В то же время автор делает ряд наблюдений о сценографии евангелических постановок, которые, как оказалось, были весьма близки средневековому театру (Исаак уподоблялся Христу, гости являлись под видом трех ангелов и прочее). Единственным важным изменением, которое сочли необходимым сделать несколько литераторов, был отказ от изображения на сцене Бога. Одни авторы замещали Бога ангелами, оставаясь в мире средневековья, другие — оставляли лишь голос. И в этом случае рождался уже совсем другой, почти современный, театр.

Ключевые словаТеодор фон Беза, Коменский, экзегеза, Рембрандт, Сарра, Агарь, Реформация, конфессиональная культура
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках проекта РФФИ № 18-78-10001.
Получено14.07.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов68275
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Bloemendal J. Neo-Latin Drama in the Low Counties // Neo-Latin Drama and Theatre in Early Modern Europe / ed. by J. Bloemendal, H. B. Norland. Leiden, 2013.

2. Bogner R. G. Ein Bibel-text im Gattungs- und Medienwechesel. Deutschsprachige Abraham-und-Isaak-Schauspiele der fruhen Neuzeit von Hans Sachs, Christian Weise und Johann Kaspar Lavater // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / Hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 435—448.

3. Buttner N. “Veelderleye ordinantien van lantschappen met fyne fistorien”. Die Opferung Isaak in der niederlandischen Landschaftskunst des 16. Jahrhunderts // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 415—434.

4. Cohen F. G. The Binding of Isaac in Hans Sachs’s «Die Opferung Isaac» // Seminar: A Journal of Germanic Studies. 1994. Vol. 30 (1). P. 2.

5. Fuhrer H. Abrahams und Jephtes Menschenopfer in der jesuitischen Schuldramen von Jacob Pontanus und Jacob Balde. Ne dubita: oboedire Deo nil affert mali // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 659—692.

6. Graham A. G. L'Abraham sacrifiant (1550) de Beze ou la dispute au service de la «vive foy» // Arret sur scene = Scene focus [Electronic journal]. Montpellier 3, 2014. P. 123—135.

7. Gutmann J. The Sacrifice of Isaac in Medieval Jewish Art // Artibus et Historiae. 1987. Vol. 8. № 16. P. 67—89.

8. Harbage A. Annals of English Drama, 975—1700. L., 1964.

9. History of German Literature. Vol. 2: German Literature of the Early Middle Ages / ed. by B. Murdoch. Camden, 2014.

10. Johann A. Steiger: Zu Gott gegen Gott. Oder: Die Kunst, gegen Gott zu glauben. Isaaks Opferung (Gen 22) bei Luther, im Luthertum der Barockzeit, in der Epoche der Aufklarung und im 19. Jahrhundert // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 188—203.

11. Jung H. Abraham und Isaak als Oratorienstoff im 17. und 18. Jahrhundert (mit Ausblicken auf Vertonungen bis zum 20. Jahrhundert) // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 693—730.

12. Kalish K. J. The apple among the Trees: to «Abraham» (PBodmer 30) and the Apple at the Sacrifice of Isaac // Vigiliae Christianae. 2016. Vol. 70. N 2. P. 134—154.

13. Kaufmann Th. Konfession und Kultur: Lutherischer Protestantismus in der zweiten Halfte des Reformationsjahrhunderts. Tubingen, 2006.

14. Korsten F.-W. A Dutch Republican Baroque: Theatricality, Dramatisation, Moment, and Event. Amsterdam, 2017.

15. Lancashire A. Chaucer and the Sacrifice of Isaac // The Chaucer Review. 1975. Spring. Vol. 9. № 4. P. 320—326.

16. McNair B. Luther, Calvin and the Exegetical Tradition of Melchisedec // Review and Expositor. 2004. Vol. 101. P. 747—761.

17. Metz D. Das protestantische Drama: Evangelisches geistliches Theater in der Reformationszeit und im konfessionellen Zeitalter. Koln, 2013.

18. Muir L. R. The biblical drama of Medieval Europe. Cambridge, 1995.

19. Power and Violence in Medieval and Early Modern Theater / ed. C. Dietl, Ch. Schanze, G. Ehrstine. Berlin, 2014. P. 95—100.

20. Raeder S. The Exegetical and Hermeneutical Work of Martin Luther // Hebrew Bible, Old Testament: From the Renaissance to the Enlightenment / Hrsg. von M. Saebo. Gottingen, 2008. S. 363—406.

21. Regueiro J. M., Reichenberger A. G. Spanish Drama of the Golden Age. N. Y., 1984.

22. Ska J.-L. The Call of Abraham and Istael's Birth-certificate (Gen 12: 1—4a) // The Exegesis of the Pentateuch. Exegetical Studies and Basic Questions. Tubingen, 2009. S. 23—111.

23. Stankovich N. Representations of the three visitors to Abraham in Eastern and Western Christian art (15th — 17th centuries, A. D.). Nicholas. California State University, 2005.

24. Steiger J. A. Zu Gott gegen Gott Oder: Die Kunst, gegen Gott zu glauben. Isaaks Opferung (Gen 22) bei Luther, im Luthertum der Barockzeit, in der Epoche der Aufklarung und im 19. Jahrhundert // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 185—239.

25. Steiger R. “Mit Isaak kommst du gebunden...» Die Isaak-Christus-Typologie in der lutherischen Passionbetrachtung der Barockzeit // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / Hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 545—640.

26. Stewart C. “Joseph Andrews” and the Sacrifice of Isaac: Faith, Works and Anticlericalism // Literature and Theology. 2013. Vol. 27. № 1. P. 18—31.

27. Tumpel Ch. Die Sprache der Kunstler. Der kunstlerische Diskuts Rembrandts und seiner Zeitgenossen uber die “Opferung Isaaks” // Die Opferung Isaaks (Gen 22) in den Konfessionen und Medien der fruhen Neuzeit / Hrsg. von Johann A. Steiger und Ulrich Heinen. Berlin; N. Y., 2006. S. 481—544.

28. Волкова Я. А. Лингвосемиотика образовательного пространства античного города в трудах Цицерона // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху». М., 2018. С. 358—359.

29. Лурье З. А. «Авраам» Я. А. Коменского и традиция протестантской библейской драматургии XVI—XVII вв. // Педагогическая направленность комениологии: Ценности и смыслы. СПб., 2019. С. 86—87.

30. Лурье З. А. Основные принципы протестантской дидактической книги: особенности формирования образа человека // Образовательные пространства и антропопрактики города: монография / под ред. В. К. Пичугиной. М., 2021 (в печати).

31. Лурье З. А. Реактуализация городских пространств в средневековом и протестантском театре // Образовательные пространства и антропопрактики города: монография / под ред. В. К. Пичугиной. М., 2021 (в печати).

32. Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555—1648. СПб., 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх