Изменения законодательства в условиях общества потребления

 
Код статьиS102694520006885-4-1
DOI10.31857/S102694520006885-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40.
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 7
Страницы125-134
Аннотация

Статья посвящена преобразованию законотворческой и правоприменительной практики в условиях общества потребления. Сегодня восприятие вещи как показателя статуса, необоснованное завышение стоимости интеллектуальных прав в цене товара, имущественное расслоение, изменения в торговой и финансовой сферах содержат угрозы для социальной, потребительской и экологической безопасности. Цель статьи – исследование актуальных проблем правового регулирования таких новых проявлений эпохи консюмеризма, как аффлюэнция, астротурфинг, плановое устаревание, культ бренда и др. Анализ сложившейся ситуации позволяет констатировать необходимость более широкого применения публично-правовых методов защиты прав человека. Автор предлагает исследование холистической концепции правового регулирования в целях достижения баланса частных, общественных и государственных интересов.

Ключевые словаобщество потребления, трансформация законодательства, астротурфинг, аффлюэнция, плановое устаревание, холистическая концепция правопонимания
Получено25.09.2020
Дата публикации12.08.2021
Кол-во символов39299
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Постановка проблемы

2 В конце прошлого века произошла третья промышленная революция, плодами которой для т.н. золотого миллиарда планета Земля, помимо прочего, стали сдвиги в социальной значимости акта потребления. Приобретение товаров – не просто способ удовлетворения необходимых потребностей, но самодостаточный процесс и даже цель жизни. Роль индивидов как потребителей понемногу вытесняет другие роли, а обладание вещами стало определяющим фактором идентичности и средством социального взаимодействия. Произошедшие изменения принято называть терминами «общество потребления», «консюмеризм» или «потребительский капитализм».
3 Развитие общественных отношений, а также достижения технического прогресса привели к увеличению пространства между актом производства и актом потребления продукции. Это пространство заняли маркетологи, менеджеры по продажам, мерчандайзеры, специалисты в области интеллектуальной собственности и т.д. Их деятельность затрагивает ряд юридических и этических вопросов о влиянии промышленного производства на экосистемы, допустимом содержании рекламы, границах личного пространства покупателя, методологии исследований корпорациями рынка в целях увеличения прибыли.
4 К существенным социально-экономическим особенностям эпохи потребления следует отнести крайнюю индивидуализацию потребления, трансформацию торговой и финансово-кредитной сфер, изменение концепции вещи как показателя статуса, социальное расслоение, культ бренда. Эти особенности вызвали существенное преобразование права в России и за рубежом. Например, очевидные изменения правового регулирования происходят в сфере, связанной с культом тела, ухоженности, молодости. Ж. Бодрияр писал об изменении представления о теле как капитале и фетише в качестве особенности постиндустриального общества1. Современная медицина и фармакология – это не только отрасль промышленности по изготовлению товаров для лечения заболеваний, но рынок, который увеличивается из-за гипертрофированного внимания человека к своему телу. С точки зрения юриспруденции это неизбежно влечет формирование обширной категории гражданско-правовых отношений, в которых предметом сделок выступают услуги в области косметологии, пластической хирургии, фитнесс-тренингов и т.п. Возникает масса этико-правовых вопросов о научных исследованиях в области генной инженерии, евгеники, массовой медицины. 1. См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М., 2006.
5 Помимо этого в условиях глобализации экономики и атомизации социума возникают новые явления, которые напрямую связаны с правами человека (нейромаркетинг, астротурфинг и т.п.). Широкую огласку получают судебные решения о смягчении юридической ответственности из-за подверженности обвиняемого такому проявлению общества потребления, как аффлюэнция (англ. affluenza). Данный термин не имеет точного перевода на русский язык, поскольку получен путем морфологического телескопизма английских слов affluence (богатство, изобилие) и influenza (инфлюэнция, грипп). Американские учёные Дж. Грааф и Т. Нейлор дают следующее определение рассматриваемому явлению: «болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обременённости долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми приобретениями»2. В 2013 г. гражданин США Э. Коч, находясь за рулем автомобиля, сбил несколько человек (четверо погибли). Адвокаты подсудимого построили защиту на том факте, что их подзащитный подвержен аффлюэнции: с детства находился в привилегированном положении из-за финансового благополучия родителей, а значит, не мог полностью контролировать свои действия, садясь за руль в нетрезвом состоянии. Суд штата Техас согласился с доводами защиты и освободил автомобилиста от наказания в виде лишения свободы, основываясь на заключении эксперта о подверженности подсудимого аффлюэнции и неспособности в связи с этим осознавать в полном объеме последствия всех своих действий3. 2. Graaf J., Naylor T., Wann D. Affluenza: The All-Consuming Epidemic. San Francisco, Berrett-Koehler, 2002.

3. См.: Neil M. Affluenza' teen on probation for fatal crash is sent to pricey rehab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 29.06.2019).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 21

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М., 2006.

2. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования. М., 2010. С. 46.

3. Осипова Е.С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости // Налоги. 2016. № 1. С. 10 - 16.

4. Смит Г. Оценка товарных знаков. М., 2010. С. 17.

5. Drozdiak N. Alphabet’s Google Responds to EU Antitrust Fine // Wall Street Journal. 30.10.2018. URL: https://www.wsj.com/articles/alphabets-google-responds-to-eu-antitrust-fine-1509388512 (дата обращения: 25.09.2019).

6. Ferdman R.A. We don’t need to drink less soda, according to research funded by Coca-Cola [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.washingtonpost.com/news/wonk/wp/2015/08/11/the-worlds-largest-seller-of-sugary-drinks-is-telling-people-how-to-lose-weight/ (дата обращения: 01.09.2019).

7. Givel M. Consent and Counter-Mobilization: The Case of The National Smokers Alliance // Journal of Health Communication. 2007. No. 12 (4). P. 339–357.

8. Graaf J., Naylor T., Wann D. Affluenza: The All-Consuming Epidemic. San Francisco, Berrett-Koehler, 2002.

9. Gross G. FTC settles complaint about fake video game testimonials. Reuters. 26.08.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.reuters.com/article/urnidgns852573c4006938/ (дата обращения: 01.09.2019).

10. Malbon J. Taking Fake Online Consumer Reviews Seriously // Journal of Consumer Policy. 2013. No. 36 (2). P. 139–157.

11. Neil M. Affluenza' teen on probation for fatal crash is sent to pricey rehab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.abajournal.com/news/article/affluenza (дата обращения: 29.06.2019).

12. Staff Report on the Development and Structure of the U. S. Electric Lamp Industry. Federal Trade Commision (1980) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.ftc.gov/sites/default/files/documents/reports/ (дата обращения: 25.09.2019).

13. Steele S., Gary Ruskin G., McKee M., Stuckler D. “Always read the small print”: a case study of commercial research funding, disclosure and agreements with Coca-Cola // Journal of Public Health Policy. 2019. Vol. 39. P. 1 - 13.

14. Streitfeld D. The Best Book Reviews Money Can Buy // The New York Times. 25.08.2012. P. 14 - 16.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх