Репрезентации образов Русско-японской войны на советском киноэкране и театральной сцене в 1940-е — 1950-е гг.

 
Код статьиS207987840012494-2-1
DOI10.18254/S207987840012494-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Адрес: Российская Федерация, Челябинск
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Русско-японская война 1904—1905 гг. была неудачной для России, что обусловило сложности встраивания образов войны в культурную память. Победа в Советско-японской войне в 1945 г. «реабилитировала» кампанию 1904—1905 гг., после чего началась работа над образами войны в историографии, литературе, кинематографе, театральном искусстве. В статье анализируется репрезентация образов войны в фильме «Крейсер “Варяг”» (1947 г.) и спектакле «Порт-Артур» (1953 г.). Делается вывод, что Кинолента и театральная постановка транслировали упрощенный, популярный, понятный, эмоциональный образ войны, в котором русские воины-герои защищали родную землю от врага.

Ключевые словаРусско-японская война 1904—1905 гг., образы войны, культурная память, кинематограф, театральное искусство, коммеморация, сталинизм
Получено31.05.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов35142
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 477

Оценка читателей: голосов 0

1. Актеры советского кино. Вып. VIII. Л., 1972.

2. Антипин Н. А. Русско-японская война 1904—1905 гг. и советские писатели: работа над прошлым // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 68—85.

3. Антипин Н. А. 50-летие Русско-японской войны в СССР: коммеморативные практики, 1954—1955 // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 79—93.

4. Антипин Н. А. Манипуляции памятью: трансформации образов Русско-японской войны в советской историографии (1920—1950) // Диалог со временем. 2017. Вып. 61. С. 101—118.

5. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

6. Бранденбергер Д. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931—1956). СПб., 2009.

7. Викторов В. «Порт-Артур» // Челябинский рабочий. 3 июня 1954.

8. Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. Сер. «Социально-гуманитарные науки». Вып. 18. № 10 (269). С. 22—26.

9. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 31, 42.

10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6903. Оп. 26. Д. 39.

11. Гребнер Г. Э. Киносценарии: Штурм Измаила. Суворов. Крейсер «Варяг». М., 1952.

12. Гребнер Г. Э. Песнь о «Варяге»: Киносценарии. М., 1946.

13. Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003.

14. Дмитриев Ю. А. Академический Малый театр. Хроникальные очерки, спектакли, роли. 1941—1995. М., 1997.

15. Добренко Е. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008.

16. Жукова Л. В. «Врагу не сдается наш гордый “Варяг”…»: Героические образы Русско-японской войны в исторической памяти россиян // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2009. № 1. С. 68—81.

17. Зеленов А. «Моряки» // Искусство кино. 1939. № 7. С. 5—6.

18. Игнатьев А. «Крейсер “Варяг”» // Известия. 4 марта 1947.

19. Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1987.

20. Конфедерат О. В. Игровой фильм как сумма историко-культурных маркеров. К вопросу о визуальных источниках в исторических науках // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим науках и археологии. 2019. № 1. С. 110—116.

21. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 287—372.

22. Марьямов Г. Кремлевский цензор: Сталин смотрит кино. М., 1992.

23. Нестерович О. «Песнь о «Варяге»: (Сценарий Г. Гребнера) // Искусство кино. 1946. № 1. С. 43—44.

24. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1360. Оп. 3. Д. 16а, 17, 17а, 22, 22а, 25а, 31а; Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 49, 127.

25. Павлов Д. Б. Российская историография и археография Русско-японской войны 1904—1905 гг.: основные периоды, идеи и направления // Отечественная история. 2004. № 3. С. 144—157.

26. Попов И., Степанов А. Порт-Артур: пьеса в 4 действиях, 8 картинах. М., 1953.

27. Порт-Артур (1964) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=m_c99sHByHk (дата обращения: 20.10.2018).

28. Ребрин В. «Порт-Артур» // Советская Сибирь (Новосибирск). 1955. 25 января.

29. Режиссеры советских художественных фильмов активного фонда Госкино РСФСР / сост. Е. Я. Марголит. М., 1987.

30. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1403. Оп. 1. Д. 120; Ф. 1992. Оп. 1. Д. 215; Ф. 2014. Оп. 2. Д. 31, 102; Ф. 2073. Оп. 1. Д. 21; Оп. 2. Д. 32, 33; Ф. 2456. Оп. 1. Д. 1313; Ф. 2502. Оп. 1. Д. 88.

31. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 17. Д. 454.

32. Седых Д. А. Оптимистическая трагедия или национальная драма? (О формировании образа русско-японской войны в общественном сознании) // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетии / редкол.: И. В. Нарский и др. Челябинск: Каменный пояс, 2004. С. 259—279.

33. Сенявская Е. С. Психология войны в XX в.: исторический опыт России. М., 1999.

34. Советские художественные фильмы: Аннотированный каталог. Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.) / сост. И. А. Глаголева и др. М., 1961.

35. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М., 2009.

36. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007.

37. Шкловский В. «Крейсер “Варяг”» // Искусство кино. 1947. № 3. С. 21—24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх