К вопросу об имперском соперничестве (по материалам британских выставок последней трети XIX – начала XX вв.)

 
Код статьиS241436770029061-7-1
DOI10.37490/S241436770029061-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 30
Аннотация

В практике британской имперской пропаганды видное место занимали международные и колониальные выставки, которые позволяли продемонстрировать процветание и единение необъятных владений метрополии. Выставка 1886 г. стала первым мероприятием такого рода и оставила после себя огромный корпус источников, позволяющих не просто представить выставочные площадки, но делать выводы о теории и практике британского имперского строительства. Последняя треть XIX в. характеризуется усилением колониального соперничества между великими державами, которое выражалось не только в торгово-экономическом и военном, но и в идеологическом противостоянии. В этой связи интересно проанализировать, какая оценка давалась в контексте выставок «другим колонизаторам», по каким параметрам проводилось сравнение британских имперских практик с политикой держав-конкурентов.

Ключевые словамеждународные выставки, Британская империя, имперское соперничество, колониализм, «образ другого».
Источник финансированияИсследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 23-28-01269, https://rscf.ru/project/23-28-01269/
Получено12.12.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов23847
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Британские выставочные проекты второй половины XIX – начала XX вв. реализовывались при поддержке правительства. Они выполняли множественные функции: способствовали установлению научных и бизнес связей между метрополией, колониями и другими государствами; формировали музейные коллекции; оказывали влияние на моду и общественные вкусы; служили инструментом имперской пропаганды1. По выражению П. Хоффенберга, выставки были воплощением «британского имперского государства как культурного проекта»2. Аналогичные характеристики в той или иной степени применимы и к подобным мероприятиям в других колониальных державах3. Очевидно, что Колониальная и Индийская выставка 1886 г. в лондонском Южном Кенсингтоне или серия тематических выставок в Эрлс Корте на рубеже веков воплощали успехи имперской политики, цивилизаторской миссии, прогресса науки и техники. Однако сможем ли мы найти там сравнение с «другими колонизаторами»? Если да, то по каким параметрам и с каким результатом? 1. Антонова Л. В., Дронова Н. В. Британский милитаризм и общество: опыт военных выставок 1901 года в Лондоне // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4(20). С. 56–66; Антонова Л. В. «Новые Англии в южноафриканских одеждах» – Капская колония и Наталь на Колониальной и Индийской выставке 1886 г. в Лондоне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 11 (163). С. 135–141; Антонова Л. В. Имре Киральфи – шоумен, антрепренер, экспозиционер // Метаморфозы истории. 2021. № 19. С. 38–55.

2. Hoffenberg P. H. An Empire on Display: English, Indian, and Australian Exhibitions from the Crystal Palace to the Great War. L., 2001. P. 64.

3. Geppert A. C. T. Fleeting Cities: Imperial Expositions in Fin-de-Siècle Europe. L., 2010.
2 Международное выставочное движение ведёт свой отсчёт от Всемирной выставки 1851 г. в Хрустальном дворце. Первоначально колониям на этих выставках уделялось минимальное внимание. В 1851 г. из 14 тыс. участников только 520 были из колоний. В Королевскую комиссии входили лишь два колониальных представителя. Тем не менее, одной из задач выставки было подтверждение идеи о «бремени белого человека» – цивилизаторской миссии прогрессивной Британии по отношению к подвластным ей отсталым народам. На Лондонской выставке 1862 г. объём «имперского» содержания значительно вырос: представлено 7 тыс. индийских экспонатов, но суммарная площадь экспозиций прочих колоний была в четыре раза меньше отведённого Индии пространства. В целом, репрезентация колониальных владений в экспозиции оставалась символической. С Парижской выставки 1867 г. произошёл переход от строительства одного огромного здания к множеству павильонов, выполненных в различных архитектурных стилях. Они отражали особенности культурно-исторических традиций колоний, что делало тех более заметными участниками. Начиная с Колониальной и Индийской на выставках стали доминировать имперские темы4. (Рис. 1). На этом мероприятии были представлены только колониальные владения Англии. Небританские участники лондонской выставки в Хрустальном дворце, такие как Франция и США, «выделялись только своим отсутствием»5. Выставка 1886 г. была задумана как событие, направленное на решение широкого круга задач имперской политики. Она стала выражением поиска ответов на стоявшие в последней трети XIX в. перед империей экономические, политические и идеологические вызовы, продемонстрировала «решимость стоять спиной к спине за империю против всего мира»6. 4. MacKenzie J. M. Propaganda and Empire: the manipulation of British public opinion, 1880–1960. Manchester, 1984. P. 97–118; 197; Kilgannon D. A. Cacophony of ideas: the colonial exhibits of the Great exhibition, 1851 // Clio's Scroll. 2013. Vol. 15. № 1. P. 21–43.

5. Hoffenberg P. H. An Empire on Display... P. 101–102.

6. Ibid.
3 Выставочное движение очень быстро распространилось на многие страны Европы и за океан. По мысли исследователя А. Гепперта, выставки конца XIX – начала XX вв. в Британии, Франции и Германии были воссозданием в миниатюре города, в котором они проводились, а также концентрированным выражением культурных, социальных и ментальных черт самой нации. Например, Колониальную выставку 1886 г. или британскую имперскую выставку в Лондоне 1924 г. можно рассматривать как «метафору всей империи». Проходившие в конце XIX в. в большинстве европейских столиц колониальные выставки создавали в центре метрополий «зоны контакта» с колониальным миром. Можно сказать, что их функция состояла в «воображаемом путешествии» посетителей в пространстве и времени7. Закономерно, что такие мероприятия становились способом очного или заочного соревнования между странами и могли отражать, в частности, различные подходы европейских метрополий к колониальной политике. 7. Geppert A. C. T. Ibid. P. 177; True copies–time and space travels at British imperial exhibitions, 1880–1930 / The making of modern tourism. The cultural history of the British experience, 1600–2000 / ed. by H. Berghoff etc. L., 2002.

всего просмотров: 63

Оценка читателей: голосов 0

1. Empire of India Exhibition. Libretto and official guide. L., 1895.

2. Her Majesty’s colonies. A series of original papers issued under the authority of the Royal commission. L., 1886.

3. History, production and resources of the Cape of Good Hope. Official handbook. Cape Town, 1886.

4. Military Exhibition. Guide and catalogue. L., 1901.

5. Official catalogue and guide of the Empire of India and Ceylon exhibition. L., 1896.

6. The Franco-British Exhibition. Official guide, L., 1908.

7. The Franco-British exhibition. Official souvenir. L., 1908.

8. Антонова Л.В. «Новые Англии в южноафриканских одеждах» – Капская колония и Наталь на Колониальной и Индийской выставке 1886 г. в Лондоне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 11 (163). С. 135–141.

9. Антонова Л.В. Имре Киральфи – шоумен, антрепренер, экспозиционер // Метаморфозы истории. 2021. № 19. С. 38–55.

10. Антонова Л.В., Дронова Н.В. Британский милитаризм и общество: опыт военных выставок 1901 года в Лондоне // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4(20). С. 56–66.

11. Geppert A. C. T. Fleeting Cities: Imperial Expositions in Fin-de-Siècle Europe. L., 2010.

12. Hoffenberg P. H. An Empire on Display: English, Indian, and Australian Exhibitions from the Crystal Palace to the Great War. L., 2001.

13. Kasbi-Linke N., Kasbi-Linke T. Digging for redemption. [Электронный ресурс]: URL: https://www.lawrieshabibi.com/usr/documents/press/download_url/183/nkl.-art-asia-pacific.-nov-dec-2014..pdf (дата обращения: 2.12.2023).

14. Kilgannon D. A. Cacophony of ideas: the colonial exhibits of the Great exhibition, 1851 // Clio's Scroll. 2013. Vol. 15. № 1. P. 21–43.

15. MacKenzie J. M. Propaganda and Empire: the manipulation of British public opinion, 1880–1960. Manchester, 1984.

16. Mathur S. Living ethnological exhibits: the case of 1886 // Cultural anthropology. 2001. № 15(4). P. 492–524.

Рис. 1 (Рис._1.tif, 3,518 Kb) [Скачать]

Рис. 2 (Рис._2.tif, 265 Kb) [Скачать]

Рис. 3 (Рис._3_.tif, 269 Kb) [Скачать]

Рис. 4 (Рис._4.tif, 145 Kb) [Скачать]

Рис. 5 (Рис._5.tif, 166 Kb) [Скачать]

Рис. 6 (Рис._6.tif, 1,217 Kb) [Скачать]

Рис. 7 (Рис._7.tif, 429 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх