On the question of the imperial rivalry (based on materials of British exhibitions at the last third of the XIX – early XX centuries)

 
PIIS241436770029061-7-1
DOI10.37490/S241436770029061-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assistant Professor of the Department of Russian and World History
Affiliation: Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 30
Abstract

In the practice of British imperial propaganda, international and colonial exhibitions occupied a prominent place, which made it possible to demonstrate the prosperity and unity of the vast possessions of the metropolis. The 1886 Exhibition was the first event of its kind and left behind a huge amount of sources which made it possible not only to present exhibition sites, but to draw conclusions about the theory and practice of British imperial building. The last third of the 19th century is characterized by the intensification of colonial rivalry between the great powers, which was expressed not only in trade, economic and military, but also in ideological confrontation. In this regard, it is interesting to analyze what assessment was given in the context of the exhibitions to «other colonialists» and by what parameters British imperial practices were compared with the policies of the competing powers.

The article concludes that colonial exhibitions were indeed based on opposition, but it was not an opposition between Britain and other modern empires, but an opposition between the past and present of the British possessions themselves. In the past there was savagery and barbarism by the «uncivilized» natives or oppression by «bad» colonizers such as the French and Dutch. In the present, everything testified to progress, prosperity and peace within the British family.International exhibitions have always been an effective way to establish cooperation and have not been a method of demonstrating conflicts. The experience of the 1908 exhibition clearly demonstrated the peaceful potential of such projects.

Keywordsinternational exhibitions, British Empire, imperial rivalry, colonialism, «image of the other».
AcknowledgmentThe research was supported by the Russian Science Foundation grant № 23-28-01269, https://rscf.ru/project/23-28-01269/
Received12.12.2023
Publication date27.12.2023
Number of characters23847
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Британские выставочные проекты второй половины XIX – начала XX вв. реализовывались при поддержке правительства. Они выполняли множественные функции: способствовали установлению научных и бизнес связей между метрополией, колониями и другими государствами; формировали музейные коллекции; оказывали влияние на моду и общественные вкусы; служили инструментом имперской пропаганды1. По выражению П. Хоффенберга, выставки были воплощением «британского имперского государства как культурного проекта»2. Аналогичные характеристики в той или иной степени применимы и к подобным мероприятиям в других колониальных державах3. Очевидно, что Колониальная и Индийская выставка 1886 г. в лондонском Южном Кенсингтоне или серия тематических выставок в Эрлс Корте на рубеже веков воплощали успехи имперской политики, цивилизаторской миссии, прогресса науки и техники. Однако сможем ли мы найти там сравнение с «другими колонизаторами»? Если да, то по каким параметрам и с каким результатом? 1. Антонова Л. В., Дронова Н. В. Британский милитаризм и общество: опыт военных выставок 1901 года в Лондоне // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4(20). С. 56–66; Антонова Л. В. «Новые Англии в южноафриканских одеждах» – Капская колония и Наталь на Колониальной и Индийской выставке 1886 г. в Лондоне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 11 (163). С. 135–141; Антонова Л. В. Имре Киральфи – шоумен, антрепренер, экспозиционер // Метаморфозы истории. 2021. № 19. С. 38–55.

2. Hoffenberg P. H. An Empire on Display: English, Indian, and Australian Exhibitions from the Crystal Palace to the Great War. L., 2001. P. 64.

3. Geppert A. C. T. Fleeting Cities: Imperial Expositions in Fin-de-Siècle Europe. L., 2010.
2 Международное выставочное движение ведёт свой отсчёт от Всемирной выставки 1851 г. в Хрустальном дворце. Первоначально колониям на этих выставках уделялось минимальное внимание. В 1851 г. из 14 тыс. участников только 520 были из колоний. В Королевскую комиссии входили лишь два колониальных представителя. Тем не менее, одной из задач выставки было подтверждение идеи о «бремени белого человека» – цивилизаторской миссии прогрессивной Британии по отношению к подвластным ей отсталым народам. На Лондонской выставке 1862 г. объём «имперского» содержания значительно вырос: представлено 7 тыс. индийских экспонатов, но суммарная площадь экспозиций прочих колоний была в четыре раза меньше отведённого Индии пространства. В целом, репрезентация колониальных владений в экспозиции оставалась символической. С Парижской выставки 1867 г. произошёл переход от строительства одного огромного здания к множеству павильонов, выполненных в различных архитектурных стилях. Они отражали особенности культурно-исторических традиций колоний, что делало тех более заметными участниками. Начиная с Колониальной и Индийской на выставках стали доминировать имперские темы4. (Рис. 1). На этом мероприятии были представлены только колониальные владения Англии. Небританские участники лондонской выставки в Хрустальном дворце, такие как Франция и США, «выделялись только своим отсутствием»5. Выставка 1886 г. была задумана как событие, направленное на решение широкого круга задач имперской политики. Она стала выражением поиска ответов на стоявшие в последней трети XIX в. перед империей экономические, политические и идеологические вызовы, продемонстрировала «решимость стоять спиной к спине за империю против всего мира»6. 4. MacKenzie J. M. Propaganda and Empire: the manipulation of British public opinion, 1880–1960. Manchester, 1984. P. 97–118; 197; Kilgannon D. A. Cacophony of ideas: the colonial exhibits of the Great exhibition, 1851 // Clio's Scroll. 2013. Vol. 15. № 1. P. 21–43.

5. Hoffenberg P. H. An Empire on Display... P. 101–102.

6. Ibid.
3 Выставочное движение очень быстро распространилось на многие страны Европы и за океан. По мысли исследователя А. Гепперта, выставки конца XIX – начала XX вв. в Британии, Франции и Германии были воссозданием в миниатюре города, в котором они проводились, а также концентрированным выражением культурных, социальных и ментальных черт самой нации. Например, Колониальную выставку 1886 г. или британскую имперскую выставку в Лондоне 1924 г. можно рассматривать как «метафору всей империи». Проходившие в конце XIX в. в большинстве европейских столиц колониальные выставки создавали в центре метрополий «зоны контакта» с колониальным миром. Можно сказать, что их функция состояла в «воображаемом путешествии» посетителей в пространстве и времени7. Закономерно, что такие мероприятия становились способом очного или заочного соревнования между странами и могли отражать, в частности, различные подходы европейских метрополий к колониальной политике. 7. Geppert A. C. T. Ibid. P. 177; True copies–time and space travels at British imperial exhibitions, 1880–1930 / The making of modern tourism. The cultural history of the British experience, 1600–2000 / ed. by H. Berghoff etc. L., 2002.

views: 95

Readers community rating: votes 0

1. Empire of India Exhibition. Libretto and official guide. L., 1895.

2. Her Majesty’s colonies. A series of original papers issued under the authority of the Royal commission. L., 1886.

3. History, production and resources of the Cape of Good Hope. Official handbook. Cape Town, 1886.

4. Military Exhibition. Guide and catalogue. L., 1901.

5. Official catalogue and guide of the Empire of India and Ceylon exhibition. L., 1896.

6. The Franco-British Exhibition. Official guide, L., 1908.

7. The Franco-British exhibition. Official souvenir. L., 1908.

8. Antonova L. V. «Novye Anglii v juzhnoafrikanskih odezhdah» – Kapskaja kolonija i Natal' na Kolonial'noj i Indijskoj vystavke 1886 g. v Londone // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 11 (163). S. 135–141.

9. Antonova L. V. Imre Kiral'fi – shoumen, antreprener, jekspozicioner // Metamorfozy istorii. 2021. № 19. S. 38–55.

10. Antonova L. V., Dronova N. V. Britanskij militarizm i obshhestvo: opyt voennyh vystavok 1901 goda v Londone // Vestnik gumanitarnogo obrazovanija. 2020. № 4(20). S. 56–66.

11. Geppert A. C. T. Fleeting Cities: Imperial Expositions in Fin-de-Siècle Europe. L., 2010.

12. Hoffenberg P. H. An Empire on Display: English, Indian, and Australian Exhibitions from the Crystal Palace to the Great War. L., 2001.

13. Kasbi-Linke N., Kasbi-Linke T. Digging for redemption. [Electronic recourse]: URL: https://www.lawrieshabibi.com/usr/documents/press/download_url/183/nkl.-art-asia-pacific.-nov-dec-2014..pdf (date of access: 2.12.2023).

14. Kilgannon D. A. Cacophony of ideas: the colonial exhibits of the Great exhibition, 1851 // Clio's Scroll. 2013. Vol. 15. № 1. P. 21–43.

15. MacKenzie J. M. Propaganda and Empire: the manipulation of British public opinion, 1880–1960. Manchester, 1984.

16. Mathur S. Living ethnological exhibits: the case of 1886 // Cultural anthropology. 2001. № 15(4). P. 492–524.

(Рис._1.tif, 3,518 Kb) [Download]

(Рис._2.tif, 265 Kb) [Download]

(Рис._3_.tif, 269 Kb) [Download]

(Рис._4.tif, 145 Kb) [Download]

(Рис._5.tif, 166 Kb) [Download]

(Рис._6.tif, 1,217 Kb) [Download]

(Рис._7.tif, 429 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up