On the question of the term “ἀμερμουμνῆς” in «Theophanes Continuatus»

 
PIIS241436770028683-1-1
DOI10.37490/S241436770028683-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Researcher, Research Laboratory
Affiliation: Pskov State University (Pskov SU)
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 30
Abstract

Through the centuries, Arab-Byzantine interactions developed in different ways. There was an amount of military conflicts, embassies, dense intercultural and interreligious cooperation. All these factors created the specific view on Islam and the image of Muslim world from Eastern Roman perspective.

This view frequently found its place on pages of Byzantine historical and literary works, predominantly chronicles and tractates, and was expressed towards different details of Arabian world’s milieu. One of the most curious of them is a question of religious and civil authority, its significance in eyes of the authors who represented antagonistic outlook. As a continuation of previous research, devoted to the problem of perception of supreme political power of Caliphate in Byzantine literature, this article considers the same question within one definite historical source, namely the chronicle of Theophanes Continuatus.

This author is less well-known in comparison with his contemporaries like Constantine VII Porphyrogenitus. Nevertheless he uses the same strait and specific terminology for denotation of upper secular power in Caliphate. The article deals with this terminology which is analyzed as a tool of understanding of Byzantine consciousness and its attitude to the phenomenon of Eastern despotism.

KeywordsByzantine Empire, Caliphate, Christianity, Islam, Theophanes Continuatus, Constantine Porphyrogenitus, Eastern despotism.
Received20.11.2023
Publication date27.12.2023
Number of characters18912
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 История отношений Византийской империи с арабским миром содержит в себе огромное количество фундаментальных проблем, связанных с разными сферами общественной жизни. Антагонизм двух религиозных систем и сформированных ими мировоззрений, военно-политическое соперничество на территории Ближнего Востока, взаимное влияние двух культур, воздействие на данный процесс еретических течений и т.д. – вот лишь несколько наиболее очевидных проявлений длительного взаимодействия империи ромеев с мусульманскими государствами. Находящаяся сегодня в распоряжении исследователей источниковая база предоставляет большое количество информации, касающейся преимущественно вооруженных конфликтов и дипломатических миссий. Само по себе развитие историографической мысли в Византии является предметом внушительного ряда исследований. Тем не менее, несмотря на явное увеличение интереса к данной теме в научной среде в конце XX – начале XXI в., комплексный характер процесса развития арабо-византийских взаимоотношений требует детального анализа каждого из его многочисленных элементов.
2 Особенно справедливо данное утверждение в отношении проблемы политической власти и ее восприятия современниками. Поскольку статус верховного правителя в средневековом государстве наделялся особыми, свойственными лишь ему чертами, он неизбежно должен был по-особому восприниматься окружающими. Под последними подразумеваются, как правило, подданные правителя – ближайшее окружение, жители управляемого им государства, его вассалы и союзники. Значительно меньше внимания уделяется особенностям восприятия института монархии мусульманского мира в сознании представителей соседней, но во многом противоположной культурно-мировоззренческой системы. Именно этот вопрос – проблема восприятия феномена арабской деспотии в византийской литературе – будет разобран в данной работе.
3 Поскольку византийская литературно-историческая традиция оставила после себя масштабный пласт сочинений, весь набор которых рассмотреть подробно в одной статье не представляется возможным, в качестве продолжения предыдущего исследования по данной теме, посвященного образу арабского правителя в византийской литературе X в.1, за основу будет взято произведение, современное уже разобранным – совокупность нескольких хроник, известных под общим названием «Продолжатель Феофана». Как и в предыдущем случае, основным предметом исследования неизбежно становится терминология, применяемая автором в отношении образа восточного правителя. 1. Филатов А.А. Власть арабских халифов в византийской литературе IX–X вв. // Метаморфозы истории, 2022. Вып. 26. С. 13–24.
4 В соответствии с установившейся в византийской литературе традицией, «Продолжатель Феофана» использует в отношении арабских правителей ту же терминологию, что и его предшественники. Как и в тексте «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в трактате «Об управлении империей» Константина IX Багрянородного, в его тексте постоянно встречаются обозначения, представляющие собой арабские слова в греческой транскрипции (с некоторыми изменениями в орфографии): «ἀμηρᾶς» (эмир)2, «ἀμερμουμνῆς» (амермумн). Данная работа будет посвящена содержанию и контексту применения последнего из них. 2. См. Theoph. Chron. 6123–6124; 6171; Const. Porph. De adm. imp. 21.

views: 86

Readers community rating: votes 0

1. Konstantin Bagryanorodnyj. Ob upravlenii imperiej. Grecheskij tekst, perevod, kommentarii. M.: Nauka, 1991.

2. Vasil'ev A.A. Vizantiya i araby. Politicheskie otnosheniya Vizantii i arabov za vremya Makedonskoj dinastii. SPb.: Tip. I.N. Skorokhodova, 1902.

3. Kazhdan A.P. Iz istorii vizantijskoj khronografii X veka // Vizantijskij vremennik. 1961. T. XIX. S. 76–96.

4. Lyubarskij N.Ya. Vizantijskie istoriki i pisateli. SPb.: Aletejya, 2012. S. 68–148.

5. Filatov A.A. Vlast' arabskikh khalifov v vizantijskoj literature IX–X vv. // Metamorfozy istorii. 2022. Vyp. 26. S. 13–24.

6. Corpus scriptorum historiae Byzantinae / consilio B. G. Niebuhrii C. F. instituta, opera eiusdem Niebuhrii, Imm. Bekkeri, L. Schopeni, G. et L. Dindorfii aliorumque philologorum parata. Theophanis Chronographia / ex rec. Ioannis Classeni. Bonnae: Weber, 1839. Vol. 1.

7. Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Theophanes continuatus, Joannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus, ex recognitione Immanuelis Bekkeri. Bonnae: Weber, 1838. Vol. 33.

8. Christides V. The Raids of the Moslems of Crete in the Aegean Sea. Piracy and Conquest // Byzantion. 1981. Vol. 51. №1. P. 76–111.

9. Donnadieu J. La représentation de l’islam dans l’Historia orientalis. Jacques de Vitry historien // Le Moyen Age. 2008. Vol. 114. P. 487–508.

10. Eickhoff E. Seekrieg und Seepolitik zwischen Islam und Abendland. Das Mittelmeer unter byzantinischer und arabischer Hegemonie (650–1040). Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 1966.

11. Jenkins R. The Classical Background of the Scriptores Post Theophanem // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 11–30.

12. Kennedy H. The Prophet and the Age of Caliphates: the Islamic Near East from the Sixth to the Eleventh Century. London: Pearson Education Limited, 2004.

13. Meyendorff J. Byzantine Views of Islam // Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 113–132.

14. Nickles H. The Continuatio Theophanis // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1937. Vol. 68. P. 221–227.

15. Tibi A. Two Sources on Arab Crete: Al-majālis wa’l-Musāyarāt and Muʿjam al-Buldān. Graeco-Arabica // Heraklion: Vikelaia Library and the institute for Graeco-Oriental and African Studies. 2011. Vol. 11. P. 119–122.

16. Vasiliev A. The Struggle with the Saracens (867–1057) // The Cambridge Medieval History. Cambridge: Cambridge University Press, 1923. Vol. 4. P. 138–150.

17. Walker P.E. The Isma’ili Da’wa and the Fatimid Caliphate. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

18. Yannopoulos P. Les vicissitudes historiques de la Chronique de Théophane // Byzantion. 2000. Vol. 70. №2. P. 527–553.

19. Yannopoulos P. Η παρουσία των Αραβοκρητών στον ελλαδικό χώρο σύμφωνα με τις τοπωνυμικές πηγές" [The Presence of the Cretan Arabs in the Area of Greece According to Toponymical Sources]. Graeco-Arabica // Heraklion: Vikelaia Library and the institute for Graeco-Oriental and African Studies. 2011. Vol. 11. P. 123–134.

Система Orphus

Loading...
Up