К вопросу о термине «ἀμερμουμνῆς» у «Продолжателя Феофана»

 
Код статьиS241436770028683-1-1
DOI10.37490/S241436770028683-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Центр комплексного изучения проблем региональной безопасности»
Аффилиация: Псковский государственный университет (ПсковГУ)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 30
Аннотация

Статья посвящена особенностям специальной терминологии, которую византийские авторы VIII–IX вв. применяли по отношению к верховному правителю мусульманского мира. В качестве основного источника в данном исследовании была взята хроника «Продолжателя Феофана», представляющая собой органическое продолжение разобранных ранее трудов Феофана Исповедника и Константина Багрянородного. Особое внимание в работе уделено уникальному термину «ἀμερμουμνῆς», применявшемуся исключительно к халифу.

Ключевые словаВизантия, Арабский халифат, христианство, ислам, «Продолжатель Феофана», Константин Багрянородный, восточная деспотия.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01181 «Миф о “восточном деспотизме” в европейской литературной традиции (от античности до раннего Нового времени)», https://rscf.ru/project/22-28-01181/
Получено20.11.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов18912
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 История отношений Византийской империи с арабским миром содержит в себе огромное количество фундаментальных проблем, связанных с разными сферами общественной жизни. Антагонизм двух религиозных систем и сформированных ими мировоззрений, военно-политическое соперничество на территории Ближнего Востока, взаимное влияние двух культур, воздействие на данный процесс еретических течений и т.д. – вот лишь несколько наиболее очевидных проявлений длительного взаимодействия империи ромеев с мусульманскими государствами. Находящаяся сегодня в распоряжении исследователей источниковая база предоставляет большое количество информации, касающейся преимущественно вооруженных конфликтов и дипломатических миссий. Само по себе развитие историографической мысли в Византии является предметом внушительного ряда исследований. Тем не менее, несмотря на явное увеличение интереса к данной теме в научной среде в конце XX – начале XXI в., комплексный характер процесса развития арабо-византийских взаимоотношений требует детального анализа каждого из его многочисленных элементов.
2 Особенно справедливо данное утверждение в отношении проблемы политической власти и ее восприятия современниками. Поскольку статус верховного правителя в средневековом государстве наделялся особыми, свойственными лишь ему чертами, он неизбежно должен был по-особому восприниматься окружающими. Под последними подразумеваются, как правило, подданные правителя – ближайшее окружение, жители управляемого им государства, его вассалы и союзники. Значительно меньше внимания уделяется особенностям восприятия института монархии мусульманского мира в сознании представителей соседней, но во многом противоположной культурно-мировоззренческой системы. Именно этот вопрос – проблема восприятия феномена арабской деспотии в византийской литературе – будет разобран в данной работе.
3 Поскольку византийская литературно-историческая традиция оставила после себя масштабный пласт сочинений, весь набор которых рассмотреть подробно в одной статье не представляется возможным, в качестве продолжения предыдущего исследования по данной теме, посвященного образу арабского правителя в византийской литературе X в.1, за основу будет взято произведение, современное уже разобранным – совокупность нескольких хроник, известных под общим названием «Продолжатель Феофана». Как и в предыдущем случае, основным предметом исследования неизбежно становится терминология, применяемая автором в отношении образа восточного правителя. 1. Филатов А.А. Власть арабских халифов в византийской литературе IX–X вв. // Метаморфозы истории, 2022. Вып. 26. С. 13–24.
4 В соответствии с установившейся в византийской литературе традицией, «Продолжатель Феофана» использует в отношении арабских правителей ту же терминологию, что и его предшественники. Как и в тексте «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в трактате «Об управлении империей» Константина IX Багрянородного, в его тексте постоянно встречаются обозначения, представляющие собой арабские слова в греческой транскрипции (с некоторыми изменениями в орфографии): «ἀμηρᾶς» (эмир)2, «ἀμερμουμνῆς» (амермумн). Данная работа будет посвящена содержанию и контексту применения последнего из них. 2. См. Theoph. Chron. 6123–6124; 6171; Const. Porph. De adm. imp. 21.

всего просмотров: 81

Оценка читателей: голосов 0

1. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Греческий текст, перевод, комментарии. М.: Наука, 1991.

2. Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1902.

3. Каждан А.П. Из истории византийской хронографии X века // Византийский временник. 1961. Т. XIX. С. 76–96.

4. Любарский Н.Я. Византийские историки и писатели. СПб.: Алетейя, 2012. С. 68–148.

5. Филатов А.А. Власть арабских халифов в византийской литературе IX–X вв. // Метаморфозы истории. 2022. Вып. 26. С. 13–24.

6. Corpus scriptorum historiae Byzantinae / consilio B. G. Niebuhrii C. F. instituta, opera eiusdem Niebuhrii, Imm. Bekkeri, L. Schopeni, G. et L. Dindorfii aliorumque philologorum parata. Theophanis Chronographia / ex rec. Ioannis Classeni. Bonnae: Weber, 1839. Vol. 1.

7. Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Theophanes continuatus, Joannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus, ex recognitione Immanuelis Bekkeri. Bonnae: Weber, 1838. Vol. 33.

8. Christides V. The Raids of the Moslems of Crete in the Aegean Sea. Piracy and Conquest // Byzantion. 1981. Vol. 51. №1. P. 76–111.

9. Donnadieu J. La représentation de l’islam dans l’Historia orientalis. Jacques de Vitry historien // Le Moyen Age. 2008. Vol. 114. P. 487–508.

10. Eickhoff Е. Seekrieg und Seepolitik zwischen Islam und Abendland. Das Mittelmeer unter byzantinischer und arabischer Hegemonie (650–1040). Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 1966.

11. Jenkins R. The Classical Background of the Scriptores Post Theophanem // Dumbarton Oaks Papers. 1954. Vol. 8. P. 11–30.

12. Kennedy H. The Prophet and the Age of Caliphates: the Islamic Near East from the Sixth to the Eleventh Century. London: Pearson Education Limited, 2004.

13. Meyendorff J. Byzantine Views of Islam // Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 113–132.

14. Nickles H. The Continuatio Theophanis // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1937. Vol. 68. P. 221–227.

15. Tibi A. Two Sources on Arab Crete: Al-majālis wa’l-Musāyarāt and Muʿjam al-Buldān. Graeco-Arabica // Heraklion: Vikelaia Library and the institute for Graeco-Oriental and African Studies. 2011. Vol. 11. P. 119–122.

16. Vasiliev A. The Struggle with the Saracens (867–1057) // The Cambridge Medieval History. Cambridge: Cambridge University Press, 1923. Vol. 4. P. 138–150.

17. Walker P.E. The Isma’ili Da’wa and the Fatimid Caliphate. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

18. Yannopoulos P. Les vicissitudes historiques de la Chronique de Théophane // Byzantion. 2000. Vol. 70. №2. P. 527–553.

19. Yannopoulos P. Η παρουσία των Αραβοκρητών στον ελλαδικό χώρο σύμφωνα με τις τοπωνυμικές πηγές" [The Presence of the Cretan Arabs in the Area of Greece According to Toponymical Sources]. Graeco-Arabica // Heraklion: Vikelaia Library and the institute for Graeco-Oriental and African Studies. 2011. Vol. 11. P. 123–134.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх