“The Great Siberian Way” in perception of American travelers of the early 20th century

 
PIIS241436770027420-2-1
DOI10.37490/S241436770027420-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: docent of The General History Department, Senior Researcher University of Tyumen
Affiliation:
Herzen State Pedagogical University of Russia
University of Tyumen
Address: Saint-Petersburg, Saint-Petersburg, Parashutnaya-st., 4/1, 143
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 29
Abstract

World’s focus during the beginning 20th century was on completion of the Trans-Siberian Railway in Russia. This article is based on the analysis essays and memoirs of travelers at the early 20th century. The article examines how the main problems, topics and aspects of the emergence and functioning of the railway were perceived. The greatest attention is paid to the views of the most famous US political figures, military and businessmen on the Trans-Siberian Railway and the Manchurian railway. The prospects for the practical use of the railway, as well as its strategic importance, were of particular interest to American politicians and the military. Before the war, Senator A. Beveridge traveled along the Trans-Siberian Railway. The Russo-Japanese War inspired a deeper interest in the Trans-Siberian Railway. On their way to the seat of war in Manchuria, the American military attaché W. Judson followed the road and the naval attaché N. McCully also passed by rail. The most prominent American political figure who visited the Trans-Siberian after the war was Secretary of War W. H. Taft. The rich artistic images of Siberia are reflected at the work of American photographers W.H. Jackson and B. Holmes, who also visited the Trans-Siberian Railroad. Through studying the sources, the author concludes what kind images of the railway was represented in all its essences. At the beginning of the 20th century, the conviction was firmly entrenched in the United States that the entire railway system of Russia developed due to its strategic purpose, that is, for military purposes.

KeywordsTrans-Siberian Railway, The Manchurian railway, United States, US travelers, Russo-Japanese War, The Beginning of 20th century.
Received29.08.2023
Publication date28.09.2023
Number of characters27157
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Транссибирская железнодорожная магистраль на стадии проектирования и строительства стала предметом пристального внимания американских путешественников, политиков и дипломатов. Самая протяженная железная дорога в Евразии, соединившая Европу с Дальним Востоком, неизбежно должна была стать важнейшим фактором экономического развития и внешней политики.
2 Перспективы практического использования железнодорожной магистрали, а также ее стратегическое значение особым образом интересовали американских политиков и военных. В 1901 г. не дожидаясь завершения строительства КВЖД на Дальний Восток отправился сенатор из Индианы А. Беверидж, отстаивавший политику экономической экспансии США на мировых рынках. Написанные им очерки о поездке в Россию были опубликованы в книге “The Russian Advance”. Годом позже офицер американского военно-морского флота Э.Т. Лонг проследовал от Порт-Артура до Петербурга по только что сданной в эксплуатацию КВЖД.
3 С началом русско-японской войны интерес к дороге только усилился. Следуя к театру военных действий в Маньчжурию, по дороге проследовали американские военный атташе У. Джадсон и военно-морской атташе Н. МакКалли также проехали по железной дороге. Самой заметной американской политической фигурой, посетившей Транссиб после войны, стал военный министр У.Г. Тафт. Его визит в Россию являлся частью большого кругосветного путешествия, в рамках которого будущий президент США проследовал от Владивостока по КВЖД и далее по Транссибирской железной дороге.
4 Уникальные картины быта и нравов российско-монгольского порубежья представил в своем очерке американский инженер Линдон Бейтс посетивший Россию в 1908 г.1 Преследуя коммерческие интересы в России Бейтс оставил интересные наблюдения сибирской природы, общества, хозяйства, составил яркие портреты реальных исторических персонажей.2 Богатые художественные образы Сибири нашли отражение в деятельности американских фотографов У.Г. Джексона и Б. Холмса, также побывавшим на Транссибе. 1. Bates, L.W. Russian Road to China. N.Y., 1910.

2. Макурин А.И. Транссибирская магистраль в начале XX в. глазами американского инженера Линдона У. Бейтса // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1(17). С. 240-252.
5 В 1901 г. все разговоры иностранцев о России сводились к вопросу о результатах и последствиях создания железной дороги, соединяющей Россию с Дальним Востоком. По мнению Бевериджа, большинство иностранных наблюдателей рассматривали эту дорогу как чисто военное предприятие, которое само по себе не принесет никакой пользы. С этой точки зрения строительство КВЖД (Manchurian Railroad) виделось всего лишь следующим шагом «железнодорожного продвижения» России на Восток после строительства транссибирской магистрали.3 3. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 68.
6 В отличие от многих современников Беверидж отмечал значительную социально-экономическую пользу строительства Транссибирской магистрали для России. Когда дорога была достроена до Иркутска, «растущий поток русских эмигрантов хлынул во все сельскохозяйственные районы Западной и Центральной Сибири...»4. Особое значение имела массовая миграция земледельческого населения России. Когда дорога достигла Сретенска (до 1912 г. оставался конечной станцией Транссибирской железнодорожной магистрали), поток крестьян устремился к берегам Тихого океана. Именно благодаря притоку европеизированного населения, по мнению Бевериджа, на смену простому обмену товаров пришла цивилизованная торговля, а на полях, которые веками использовали как пастбища, стали возделывать земледельческие культуры. Таким образом, Россия способствовала несомненному цивилизационному прогрессу, даже несмотря на то, что приходившее на смену скотоводству земледелие, осуществлялось «небрежными и расточительными методами», свойственными для русского крестьянина».5 Таковы были первые практические результаты создания Транссибирской магистрали. Их Беверидж сравнивал с последствиями создания трансконтинентальных железных дорог в США с той лишь разницей, что в Америке прогресс основывался на большем разуме, большей энергии и совокупности других качеств, отличавших американцев от других народов. 4. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 69.

5. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 69.

views: 162

Readers community rating: votes 0

1. Adams G. Vospitanie Genri Adamsa. M.: Progress, 1988. 751 s.

2. Bates, L.W. Russian Road to China. N.Y., 1910. 446 p.

3. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. iii, 486 p.

4. Ezhegodnik Rossii 1908 g. (God pyatyj). SPb., 1909. 464 s.

5. Holmes B. The Burton Holmes lectures. With illustration from Photographs by the Author: In 10 Vols. Michigan, 1901.

6. Instruktsiya o poryadke priyoma, otpravleniya i preprovozhdeniya ssyl'nykh po Vostochnoj Sibiri. Irkutsk: Gubernskaya tipografiya, 1876. 63 s.

7. Istoriya zheleznodorozhnogo transporta Rossii. T. 1: 1836–1917 gg. SPb., 1994. 336 s.

8. Jackson, W.H. Time exposure; the autobiography of William Henry Jackson. N.Y.: Cooper Square Publishers, 1970. 382 p.

9. Kurbenkov V.A. Vladivostokskij morskoj port i polozhenie russkogo morskogo sudokhodstva na Dal'nem Vostoke v period s 1905 po 1914 god // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2018. T. 23, № 173. S. 203-208.

10. Lukoyanov I. V. «Ne otstat' ot derzhav…» Rossiya na Dal'nem Vostoke v kontse XIX – nachale XX vv. SPb.: Nestor-Istoriya, 2008.SPb.: Nestor-Istoriya, 2008. 668 s.

11. Makurin A.I. Transsibirskaya magistral' v nachale XX v. glazami amerikanskogo inzhenera Lindona U. Bejtsa // Peterburgskij istoricheskij zhurnal: issledovaniya po rossijskoj i vseobschej istorii. 2018. № 1(17). S. 240-252.

12. Russia in War and Revolution: General William V. Judson’s Accounts from Petrograd, 1917–1918 / Ed. by Neil V. Salzman. Kent: The Kent State UP, 1998. xxxiv, 334 p.

13. Sal'nikova E.S. Put' sledovaniya ssyl'nykh v Vostochnuyu Sibir' vo vtoroj polovine XIX veka // Vestnik IrGTU. 2011. №1 (48). Seriya Gumanitarnye nauki. S. 319-323.

14. Weeks, Ch.J. An American naval diplomat in revolutionary Russia: the life and times of Vice Admiral Newton A. McCully by Weeks, Charles J. Annapolis. Md.: Naval Institute Press, 1993. xii, 348 p.

Система Orphus

Loading...
Up