«Великий сибирский путь» в описаниях американских путешественников начала XX века

 
Код статьиS241436770027420-2-1
DOI10.37490/S241436770027420-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры всеобщей истории "РГПУ им. А.И. Герцена", старший научный сотрудник Тюменского государственного университета
Аффилиация:
ФГБОУ ВО "РГПУ им. А.И. Герцена"
Тюменский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Парашютная, д.4, к.1, кв. 143
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 29
Аннотация

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали на рубеже XIX – XX веков стало заметным событием для всей мировой общественности. На основе анализа публикаций американских путешественников начала XX века в статье изучается то, как воспринимались основные проблемы, темы и аспекты возникновения и функционирования железной дороги. Особое внимание уделяется взглядам на Транссибирскую магистраль и КВЖД наиболее известных политических деятелей США, военных и предпринимателей.

Ключевые словаТранссибирская железнодорожная магистраль, КВДЖ, США, американские путешественники, Русско-японская война, начало XX века.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-01108 «Сибирь в англо-американских травелогах: формирование современных образов края во второй половине XIX - первой четверти XX в.»).
Получено29.08.2023
Дата публикации28.09.2023
Кол-во символов27157
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Транссибирская железнодорожная магистраль на стадии проектирования и строительства стала предметом пристального внимания американских путешественников, политиков и дипломатов. Самая протяженная железная дорога в Евразии, соединившая Европу с Дальним Востоком, неизбежно должна была стать важнейшим фактором экономического развития и внешней политики.
2 Перспективы практического использования железнодорожной магистрали, а также ее стратегическое значение особым образом интересовали американских политиков и военных. В 1901 г. не дожидаясь завершения строительства КВЖД на Дальний Восток отправился сенатор из Индианы А. Беверидж, отстаивавший политику экономической экспансии США на мировых рынках. Написанные им очерки о поездке в Россию были опубликованы в книге “The Russian Advance”. Годом позже офицер американского военно-морского флота Э.Т. Лонг проследовал от Порт-Артура до Петербурга по только что сданной в эксплуатацию КВЖД.
3 С началом русско-японской войны интерес к дороге только усилился. Следуя к театру военных действий в Маньчжурию, по дороге проследовали американские военный атташе У. Джадсон и военно-морской атташе Н. МакКалли также проехали по железной дороге. Самой заметной американской политической фигурой, посетившей Транссиб после войны, стал военный министр У.Г. Тафт. Его визит в Россию являлся частью большого кругосветного путешествия, в рамках которого будущий президент США проследовал от Владивостока по КВЖД и далее по Транссибирской железной дороге.
4 Уникальные картины быта и нравов российско-монгольского порубежья представил в своем очерке американский инженер Линдон Бейтс посетивший Россию в 1908 г.1 Преследуя коммерческие интересы в России Бейтс оставил интересные наблюдения сибирской природы, общества, хозяйства, составил яркие портреты реальных исторических персонажей.2 Богатые художественные образы Сибири нашли отражение в деятельности американских фотографов У.Г. Джексона и Б. Холмса, также побывавшим на Транссибе. 1. Bates, L.W. Russian Road to China. N.Y., 1910.

2. Макурин А.И. Транссибирская магистраль в начале XX в. глазами американского инженера Линдона У. Бейтса // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1(17). С. 240-252.
5 В 1901 г. все разговоры иностранцев о России сводились к вопросу о результатах и последствиях создания железной дороги, соединяющей Россию с Дальним Востоком. По мнению Бевериджа, большинство иностранных наблюдателей рассматривали эту дорогу как чисто военное предприятие, которое само по себе не принесет никакой пользы. С этой точки зрения строительство КВЖД (Manchurian Railroad) виделось всего лишь следующим шагом «железнодорожного продвижения» России на Восток после строительства транссибирской магистрали.3 3. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 68.
6 В отличие от многих современников Беверидж отмечал значительную социально-экономическую пользу строительства Транссибирской магистрали для России. Когда дорога была достроена до Иркутска, «растущий поток русских эмигрантов хлынул во все сельскохозяйственные районы Западной и Центральной Сибири...»4. Особое значение имела массовая миграция земледельческого населения России. Когда дорога достигла Сретенска (до 1912 г. оставался конечной станцией Транссибирской железнодорожной магистрали), поток крестьян устремился к берегам Тихого океана. Именно благодаря притоку европеизированного населения, по мнению Бевериджа, на смену простому обмену товаров пришла цивилизованная торговля, а на полях, которые веками использовали как пастбища, стали возделывать земледельческие культуры. Таким образом, Россия способствовала несомненному цивилизационному прогрессу, даже несмотря на то, что приходившее на смену скотоводству земледелие, осуществлялось «небрежными и расточительными методами», свойственными для русского крестьянина».5 Таковы были первые практические результаты создания Транссибирской магистрали. Их Беверидж сравнивал с последствиями создания трансконтинентальных железных дорог в США с той лишь разницей, что в Америке прогресс основывался на большем разуме, большей энергии и совокупности других качеств, отличавших американцев от других народов. 4. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 69.

5. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. P. 69.

всего просмотров: 123

Оценка читателей: голосов 0

1. Bates, L.W. Russian Road to China. N.Y., 1910. 446 p.

2. Beveridge, A. The Russian Advance. N.Y., 1904. iii, 486 p.

3. Holmes B. The Burton Holmes lectures. With illustration from Photographs by the Author: In 10 Vols. Michigan, 1901.

4. Jackson, W.H. Time exposure; the autobiography of William Henry Jackson. N.Y.: Cooper Square Publishers, 1970. 382 p.

5. Russia in War and Revolution: General William V. Judson’s Accounts from Petrograd, 1917–1918 / Ed. by Neil V. Salzman. Kent: The Kent State UP, 1998. xxxiv, 334 p.

6. Weeks, Ch.J. An American naval diplomat in revolutionary Russia: the life and times of Vice Admiral Newton A. McCully by Weeks,

7. Charles J. Annapolis. Md.: Naval Institute Press, 1993. xii, 348 p.

8. Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М.: Прогресс, 1988. 751 с.

9. Ежегодник России 1908 г. (Год пятый). СПб., 1909. 464 с.

10. Инструкция о порядке приёма, отправления и препровождения ссыльных по Восточной Сибири. Иркутск: Губернская типография, 1876. 63 с.История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836–1917 гг. СПб., 1994. – 336 с.

11. Курбенков В.А. Владивостокский морской порт и положение русского морского судоходства на Дальнем Востоке в период с 1905 по 1914 год // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 173. С. 203-208.

12. Лукоянов И. В. «Не отстать от держав…» Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. СПб.: Нестор-История, 2008. 668 с.

13. Макурин А.И. Транссибирская магистраль в начале XX в. глазами американского инженера Линдона У. Бейтса // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1(17). С. 240-252.

14. Сальникова Е.С. Путь следования ссыльных в Восточную Сибирь во второй половине XIX века // Вестник ИрГТУ. 2011. №1 (48). Серия Гуманитарные науки. С. 319-323.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх