Position of Russia on cooperation with the USA in the field of education (1992–2022)

 
PIIS230861810024531-4-1
DOI10.37490/S230861810024531-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: doctoral student; Associate Professor
Affiliation:
doctoral student of the Department of Modern and Contemporary History of Belarusian State University
Associate Professor at the Department of History and Cultural Heritage of Masherov Vitebsk State University
Address: Belarus,
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 27
Abstract

The article analyzes the development of Russian-American cooperation in the post-bipolar period. For Russia, it had a dual character. On the one hand, the Russian education sector was integrated into the international educational system, received access to Western achievements and funding, and on the other hand, there was a “brain drain and brainwashing”, the imposition of Western standards in the education and upbringing of Russians, the use of education as a tool for “soft strength”. It is concluded that the cooperation between the Russian Federation and the United States in the field of education was the least politicized part of bilateral relations.

KeywordsRussia, USA, Russian-US cooperation, education, confrontation.
Received14.12.2022
Publication date27.03.2023
Number of characters25982
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Сотрудничество стран в сфере образования является одной из важных составляющих межгосударственного диалога, который направлен на сближение стран и народов. Это касается и современных российско-американских отношений, характеризующихся зигзагообразностью своего развития.
2 Цель представленной статьи – рассмотреть российскую позицию по вопросам сотрудничества с США в образовательной сфере в постбиполярный период.
3 Российско-американское сотрудничество в сфере образования в 1990-е гг.
4 В начале 1990-х гг. Россия и США объявили о необходимости пойти навстречу друг другу по всем направлениям сотрудничества. Это касалось и сферы образования. Американское образование значительно отличается от российского, но благодаря сотрудничеству появилась возможность взаимообогащения двух систем.
5 Общий благоприятный фон развития российско-американских отношений содействовал быстрому расширению двустороннего сотрудничества в сфере образования. Оно активно развивалось в трех форматах:
6 – по линии американских государственных программ технической помощи России (программы университетских партнерств и индивидуальных академических обменов);
7 – по линии американских частных фондов, работавших в России и предлагавших множество образовательных проектов (Фонды Сороса, Форда, Карнеги, Макартуров и пр.);
8 – по линии коммерческих российско-американских проектов в сфере образования (подготовка двусторонних платных программ, в первую очередь в сфере бизнес-образования, английского языка и прикладной экономики)1. 1. Кортунов А. Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и США: от технического содействия к поиску новой модели // Russie.Nei.Visions [Электронный ресурс]. 2008. Август. № 33. URL: >>>> (дата обращения: 31.08.2022). С. 6.
9 Уже с 1992 по 1996 г. Москвой и Вашингтоном был заключен ряд соглашений между Комитетом по высшей школе РФ, с одной стороны, и рядом американских организаций – с другой. Кроме того, подписывались соглашения с Консорциумом американских колледжей по культурному и академическому обмену (1992, 1993, 1994 гг.), Американским советом преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ)/Американским советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АКСЕЛС) (1992, 1993, 1994 гг.)2. 2. Сазанова Н. В. Российско-американские обменные программы: история и современность (1958–2005 годы) // Вестник ВолГУ. 2007. Сер. 4, Вып. 12. С. 105.
10 В 1990-е гг. американцы, по сути, получили полный карт-бланш от российского руководства на осуществление своей деятельности на территории России. В целях финансовой поддержки молодых исследователей и талантливых студентов из РФ американская сторона стала выделять различные гранты и стипендиальные программы, полностью или частично покрывавшие расходы на обучение в Соединенных Штатах. Координатором работы американских организаций в сфере системы образования выступило Агентство международного развития (USAID), которое хорошо зарекомендовало себя в качестве инструмента продвижения внешнеполитических интересов США в мире3. Одной из известных программ, курировавшихся американским правительством, была Фулбрайтовская программа. Так, еще с 1970-х гг. в ее рамках осуществлялось сотрудничество между МГУ и представителями американских университетов. Стипендиальная программа Фулбрайта давала возможность россиянам учиться, преподавать и проводить исследования в США. 3. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Антонова И. А. К вопросу о создании программ международного развития в публичной дипломатии России: деятельность USAID в зарубежных странах // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 1. С. 160.

views: 157

Readers community rating: votes 0

1. Babaeva E. E.Sotrudnichestvo mezhdu SShA i Rossiei v sfere obrazovaniya (studencheskii obmen) [Cooperation between the United States and Russia in the field of education (student exchange)] // SShA– obrazovanie, nauka, innovatsii. Rol' SShA v global'nom nauchno-tekhnicheskom sotrudnichestve: materialy IV konferentsii studentov i aspirantov universitetov Sibiri / S. V. Vol'fson (otv. red.).Tomsk: Izd-vo Tom skogoun-ta, 2011. S. 11 –15.

2. Kaloeva E. B. Mezhdunarodnyi sovet po nauchnym issled ovaniyam i obmenam (IREX) [ International Council for Research and Exchanges (IREX) ] // Rossiya i sovremennyj mir. 2004. №2. S. 221 –224.

3. Kortunov A.Sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovaniya mezhdu Rossiei i SShA: ot tekhnicheskogo sodeistviya k poiskunovoi modeli [ Cooperation in the field of higher education between Russia and the United States: from technical assistance to the search for a new model ]//Russie . Nei . Visions[ Electronic resource ]. 2008. August .№33.URL : ( accessed : 31.08.2022).

4. Sazanova N. V. Rossiiskie nauka i obrazovanie v 1990-e gg. i amerikanskaya vneshnyaya politika[ Russian Science and E ducation in the 1990s andUS Foreign P olicy ] // Interaktivnaya nauka . 2017. №11. S. 83 –85.

5. Sazanova N. V. Rossiisko-amerikanskie obmennye programmy: istoriya i sovremennost' (1958 –2005 gody) [ Russian-American Exchange Programs: Pastand Present (1958 –2005) ]// Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta.. 2007.Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya , Vyp. 12. S. 101 –107.

6. Tsvetkova N. A., Yarygin G. O., Antonova I. A.K voprosu o sozdanii programm mezhd unarodnogo razvitiya v publichnoi diplomatii Rossii: deyatel'nost' USAID v zarubezhnykh stranakh[ International Development Programs in Russian Public Diplomacy: Assessing the Experience of USAID Action Overseas ] //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitet a.2014. Ser. 6.Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Vyp. 1. S. 154 –163.

Система Orphus

Loading...
Up