Позиция России по сотрудничеству с США в сфере образования (1992–2022 гг.)

 
Код статьиS230861810024531-4-1
DOI10.37490/S230861810024531-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: докторант; доцент
Аффилиация:
докторант кафедры истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета
доцент кафедры истории и культурного наследия Витебского государственного университета имени П. М. Машерова
Адрес: Белоруссия,
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 27
Аннотация

В статье рассмотрено развитие российско-американского сотрудничества в 1992–2002 гг. Для России оно носило двойственный характер. С одной стороны, российская сфера образования получила возможность взаимодействия с американскими партнерами, доступ к мировому опыту и финансирование, а с другой стороны – наблюдались «утечка и промывание мозгов», насаждение западных стандартов в обучении и воспитании россиян, использование образования в качестве инструмента влияния. Несмотря на то, что сотрудничество РФ и США в сфере образования являлось наименее политизированной частью двусторонних отношений, по мере нарастания противоречий оно также было сведено к минимуму. 

Ключевые словаРоссия, США, российско-американское сотрудничество, образование, конфронтация.
Получено14.12.2022
Дата публикации27.03.2023
Кол-во символов25982
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Сотрудничество стран в сфере образования является одной из важных составляющих межгосударственного диалога, который направлен на сближение стран и народов. Это касается и современных российско-американских отношений, характеризующихся зигзагообразностью своего развития.
2 Цель представленной статьи – рассмотреть российскую позицию по вопросам сотрудничества с США в образовательной сфере в постбиполярный период.
3 Российско-американское сотрудничество в сфере образования в 1990-е гг.
4 В начале 1990-х гг. Россия и США объявили о необходимости пойти навстречу друг другу по всем направлениям сотрудничества. Это касалось и сферы образования. Американское образование значительно отличается от российского, но благодаря сотрудничеству появилась возможность взаимообогащения двух систем.
5 Общий благоприятный фон развития российско-американских отношений содействовал быстрому расширению двустороннего сотрудничества в сфере образования. Оно активно развивалось в трех форматах:
6 – по линии американских государственных программ технической помощи России (программы университетских партнерств и индивидуальных академических обменов);
7 – по линии американских частных фондов, работавших в России и предлагавших множество образовательных проектов (Фонды Сороса, Форда, Карнеги, Макартуров и пр.);
8 – по линии коммерческих российско-американских проектов в сфере образования (подготовка двусторонних платных программ, в первую очередь в сфере бизнес-образования, английского языка и прикладной экономики)1. 1. Кортунов А. Сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и США: от технического содействия к поиску новой модели // Russie.Nei.Visions [Электронный ресурс]. 2008. Август. № 33. URL: >>>> (дата обращения: 31.08.2022). С. 6.
9 Уже с 1992 по 1996 г. Москвой и Вашингтоном был заключен ряд соглашений между Комитетом по высшей школе РФ, с одной стороны, и рядом американских организаций – с другой. Кроме того, подписывались соглашения с Консорциумом американских колледжей по культурному и академическому обмену (1992, 1993, 1994 гг.), Американским советом преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ)/Американским советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АКСЕЛС) (1992, 1993, 1994 гг.)2. 2. Сазанова Н. В. Российско-американские обменные программы: история и современность (1958–2005 годы) // Вестник ВолГУ. 2007. Сер. 4, Вып. 12. С. 105.
10 В 1990-е гг. американцы, по сути, получили полный карт-бланш от российского руководства на осуществление своей деятельности на территории России. В целях финансовой поддержки молодых исследователей и талантливых студентов из РФ американская сторона стала выделять различные гранты и стипендиальные программы, полностью или частично покрывавшие расходы на обучение в Соединенных Штатах. Координатором работы американских организаций в сфере системы образования выступило Агентство международного развития (USAID), которое хорошо зарекомендовало себя в качестве инструмента продвижения внешнеполитических интересов США в мире3. Одной из известных программ, курировавшихся американским правительством, была Фулбрайтовская программа. Так, еще с 1970-х гг. в ее рамках осуществлялось сотрудничество между МГУ и представителями американских университетов. Стипендиальная программа Фулбрайта давала возможность россиянам учиться, преподавать и проводить исследования в США. 3. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Антонова И. А. К вопросу о создании программ международного развития в публичной дипломатии России: деятельность USAID в зарубежных странах // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 1. С. 160.

всего просмотров: 163

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабаева Э. Э .Сотрудничество между США и Россией в сфере образования (студенческий обмен ) // США –образование, наука, инновации. Роль США в глобальном научно-техническом сотрудничестве: материалы IV конференции студентов и аспирантов университетов Сибири / С. В. Вольфсон (отв. ред.). Томск: Изд-во Том ского ун-та, 2011. С . 11 –15.

2. Калоева Е. Б. Международный совет по научным исследованиям и обменам( IREX) // Россия и современный мир. 2004. № 2. С . 221 –224.

3. Кортунов А. Сотрудничество в сфере высшего образова ния между Россией и США: от технического содействия к поиску новой модели // Russie.Nei.Visions[Электронный ресурс]. 2008. Август. №33.URL : ( д ата обращения : 31.08.2022 ).

4. Сазанова Н. В. Российские наука и образование в 1990-е гг. и американская внешняя политика // Интерактивная наука. 2017. № 11. С . 83 –85.

5. Сазанова Н. В. Российско-американские обменные программы: история и современность(1958 – 2005 годы) // Вестник ВолГУ. 2007. Сер. 4, Вып. 12. С . 101 –107.

6. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Антонова И. А. К вопросу о создании программ международного развития в публичной диплома тии России: деятельность USAID в зарубежных странах // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 1. С . 154 –163.



Дополнительные библиографические источники и материалы

(accessed: 18.01.2022).

11.09.2022).

(дата обращения: 31.08.2022).

(дата обращения: 10.06.2022).

(дата обращения: 10.06.2022).

(дата обращения: 10.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх