Air Bridge to Sakhalin: Problems of the First Year of Operation of the Island Airline

 
PIIS230861810023708-8-1
DOI10.37490/S230861810023708-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Sakhalin Regional Museum
Address: Russian Federation, Yuzhno-Sakhalinsk, Kommunisticheskiy prospekt, 29
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 26
Abstract

Since the Sakhalin Region is completely located on islands, aviation has been and will be of great importance in the transport system of the region. Air routes connect the mainland with the islands and the islands with each other. The launch of the airline was an expected and extremely necessary event for the development of the Northern Sakhalin.

In January 1930, pilot Mikhail Vodopyanov laid an air route from Khabarovsk to Okhu and to Alexandrovsk-Sakhalinsky. The journey from the mainland to Sakhalin, which used to take several weeks, has now been reduced to a few days. This has had a significant impact on life islanders, because before they could get to the "mainland" only by sea or by dog sledding.

The path laid by Vodopyanov eventually became known as the "Highway of Heroes", since driving planes along it required ingenuity and courage from pilots. Vodopyanov's flight marked the beginning of a large and difficult work on adapting the island to air traffic. The Far Eastern Department of Dobrolet, which organized these shipments, experienced significant difficulties with personnel, finances, and transport fleet. The article is devoted to the first the year of operation of the airline connecting Sakhalin and the mainland.

The author used the documents stored in the Russian State Archive of Economics. Their analysis showed that at that moment air transportation could not cover the entire population of Northern Sakhalin, which needed them. The results of the first year of work showed the leadership of the Far Eastern civil aviation in which direction it is necessary to move to establish regular flights.

KeywordsSakhalin, civil aviation, Mikhail Vodopyanov, Nikolai Anikin, Dobrolet, Alexandrovsk-Sakhalinsky, Okha.
Received12.10.2022
Publication date19.12.2022
Number of characters15241
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Принято считать, что дальневосточная гражданская авиация отсчитывает свою историю с 1930 г. 10 января лётчик Михаил Васильевич Водопьянов из Хабаровска отправился прокладывать авиалинию на Сахалин. Она была необходима для решения транспортных проблем: Сахалин отделён от материковой части страны Татарским проливом, который пересекали либо на морских судах (в период навигации), либо на собачьих упряжках по льду. Оба варианта пути занимали по несколько дней. Существовала острая необходимость в освоении Советским Союзом Северного Сахалина, в связи с чем нужно было сократить время в пути между тогдашним центром Дальневосточного края — Хабаровском — и сахалинскими крупнейшими населёнными пунктами Александровском и Охой. Во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре можно было добраться на автомобиле или поезде, до Камчатки, Магадана и Чукотки было слишком далеко ехать, поэтому логично, что пионерным направлением развития дальневосточной гражданской авиации стал именно Сахалин.
2 Вылетев 10 января из Хабаровска, Водопьянов через несколько дней добрался до Охи, а затем и до Александровска, проложив тем самым «Трассу героев»1. Так авиалинию с материка на Сахалин называли из-за сложных погодных условий на маршруте. Самолёты той эпохи были небольшими, не обогревались, не имели навигационного оборудования и средств связи, поэтому их пилотирование над морем в условиях постоянно меняющейся погоды было совсем не лёгким делом. Путь экипажа Водопьянова подробно освещался в газетах и стал значимым событием; в частности, ему посвящён сборник документов, составленный хабаровским исследователем Константином Анатольевичем Пронякиным «Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова»2. После приземления водопьяновского самолёта в Александровске авиалиния не заработала бесперебойно – как регулярная она была открыта только 28 января. В этой статье освещаются проблемы, с которыми в 1930 г. столкнулись организаторы и участники воздушного сообщения Сахалина с материком. 1. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск — Сахалин (Александровск-на-Сахалине) 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. Хабаровск, 2020. С. 4–5.

2. Воздушный рейс на Сахалин. Записки журналиста В. Волынского и воспоминания лётчика М. Водопьянова. Первая воздушная пассажирская линия в Дальневосточном крае: Хабаровск – Сахалин (Александровск-на-Сахалине). 10-16 января 1930 года. Сост. К. А. Пронякин. Хабаровск, 2020.
3 Сахалинская гражданская авиация изучалась историками отрывочно и пока не явилась предметом серьёзного научного исследования. В 2012 г. увидела свет книга бывшего авиатехника Владимира Ивановича Овчинникова «Люди неба сахалинского»3, представляющая собой серию очерков по данной тематике. Автор собрал под одной обложкой разрозненные факты о лётчиках и самолётах Сахалина, не систематизируя эту информацию; в книге также отсутствует и справочный аппарат. Как часть региональных процессов сахалинская гражданская авиация рассматривалась в книге хабаровского исследователя Владимира Фёдоровича Даниленко «Крылья Дальнего Востока»4, выпущенной в 1979 г., и диссертации историка Александры Анатольевны Ярошенко «Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР (1929 – июнь 1941 г.)»5, защищённой в 2010 г. К. А. Пронякин составил справочник «Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю»6, где имеется информация о сахалинских пилотах, а также написал книгу о дальневосточном лётчике Александре Павловиче Светогорове7, который служил на Сахалине и оттуда отправился в свой последний полёт. 3. Овчинников В. И. Люди неба Сахалинского. Южно-Сахалинск, 2012.

4. Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Хабаровск, 1979.

5. Ярошенко А. А. Становление и развитие гражданской авиации на Дальнем Востоке РСФСР (1929 – июнь 1941 г.): дис. … канд. ист. наук. Хабаровск, 2010.

6. Пронякин К. А. Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). Хабаровск, 2019.

7. Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. Хабаровск, 2016.

views: 257

Readers community rating: votes 0

1. RGAE. F. 9577. Op. 1. D. 119.

2. RGAE. F. 9577. Op. 1. D. 185.

3. Vozdushnyj rejs na Sakhalin. Zapiski zhurnalista V. Volynskogo i vospominaniya lyotchika M. Vodop'yanova. Pervaya vozdushnaya passazhirskaya liniya v Dal'nevostochnom krae: Khabarovsk — Sakhalin (Aleksandrovsk-na-Sakhaline) 10-16 yanvarya 1930 goda / Sost. K. A. Pronyakin. Khabarovsk, 2020.

4. Ovchinnikov V. I. Lyudi neba Sakhalinskogo. Yuzhno-Sakhalinsk, 2012.

5. Danilenko V. F. Kryl'ya Dal'nego Vostoka. Khabarovsk, 1979.

6. Yaroshenko A. A. Stanovlenie i razvitie grazhdanskoj aviatsii na Dal'nem Vostoke RSFSR (1929 – iyun' 1941 g.): dis. … kand. ist. nauk. Khabarovsk, 2010.

7. Pronyakin K. A. Pervye lyotchiki na Dal'nem Vostoke Rossii: vletevshie v istoriyu: Spravochnik (196 biografij). Khabarovsk, 2019.

8. Pronyakin K. A. Krasnyj son Svetogorova: dokumental'no-istoricheskoe povestvovanie. Khabarovsk, 2016.

9. Scheglov V. V. Opyt sakhalinskikh pereselenij (1853 – 2002 gg.). Yuzhno-Sakhalinsk, 2019.

Система Orphus

Loading...
Up