Проекты Северо-Сибирских стальных магистралей – перспективное транспортное взаимодействие ведущих экономик мира

 
Код статьиS230861810023639-2-1
DOI10.37490/S230861810023639-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Адрес: Петрозаводск, улица Древлянка, дом 20, квартира 12
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

Экономическое сотрудничество развитых мировых центров невозможно без целостной транспортной инфраструктуры. Через обширные территории России проходят наиболее выгодные для этого взаимодействия сухопутные транспортные коммуникации. С введением в эксплуатацию Транссибирской магистрали, в конце XIX века, начинается процесс развития новых, не задействованных ранее в мировой экономике территорий. За полтора века специалистами, политиками, предпринимателями и энтузиастами выдвинуто большое количество перспективных транспортных проектов, исследованы территории Приполярного Урала, Северной Сибири, Дальнего Востока, российского побережья Северного Ледовитого океана, русел сибирских рек, проложены тысячи километров коммуникаций. Логическим завершением этого процесса станет осуществление сетевого проекта развития отечественного железнодорожного транспорта, который увеличит пропускные возможности российского сегмента азиатско-европейского транспортного коридора.

Ключевые словатранспорт, инфраструктура, железная дорога, мост, Арктика, Транссибирская магистраль, грузовые перевозки.
Получено10.09.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов16916
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Начало возведения Транссибирской магистрали (Транссиб) в 1891 г. и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1897 г. заложило основу постоянной коммуникации между Китаем и промышленными центрами России. Развитие крупнейших экономик мира в конце ХХ – начале XXI веков, показало недостаточную пропускную способность этих транспортных путей.
2 На увеличивающийся грузооборот стальных магистралей Востока России и быстрое достижение его предела указывали специалисты уже в начале ХХ века. Работы по реконструкции Транссиба с ответвлениями ведутся более века, но несмотря на это магистраль является одной из самых загруженных в мире и работает на пределе своих возможностей. Разработано несколько вариантов увеличения грузопотока по железным дорогам Сибири и Дальнего Востока; 1. Увеличение количества магистральных путей, расширение и удлинение станций, электрификация всех магистралей, увеличение скорости поездов, реконструкция транспортных терминалов и разработка транспортных логистических систем; 2. Возведение дублера Транссиба севернее – от Приполярного Урала до Тихого океана. В настоящее время в России признается приоритетным первый вариант. На второй, Правительство обратило внимание только во втором десятилетии XXI века – с началом осуществления проекта Северный Широтный ход (СШХ).
3 Начало проектирования Полярной магистрали. Первые проекты Великого Северного железнодорожного пути (Трансполярной магистрали) от Приполярного Урала к Тихому океану с опорой на морские порты появляются практически одновременно с проектом Транссиба.
4 В последней трети XIX века сибирские купцы Михаил Константинович Сидоров (1823–1887) и Александр Михайлович Сибиряков (1849–1933) разрабатывали планы установления морского и железнодорожного сообщения между Европой и Сибирью. В 1869 г. М. К. Сидоров планирует построить узкоколейную железную дорогу от села Щугор на Печоре (Усть-Щугер) до зауральского села Ляпино (Саранпауль). Возведение магистрали началось в середине 1870-х гг. Однако, в 1876 г. строительство было остановлено решением губернских властей. В 1881 –1888 гг. А. М. Сибиряков достраивает тракт ЩугорЛяпино , получивший название «Сибиряковский»1. 1. Ламин В. А. Ключи к двум океанам. Хабаровск, 1981; Липатова Л. Ф. Дороги и судьбы. Салехард, 2016.
5 В 1890 г. проект транспортной связи Северной Америки с Евразией стальной магистралью выдвинул экс-губернатор штата Колорадо (США) Уильям Гилпин (1813 (1815, 1822)–1894), поддержанный железнодорожным магнатом (США) Эдвардом Генри Гарриманом (1848 – 1909). Было создано акционерное общество «Транс Аляска–Сибирь» (США), которое планировало инвестировать железнодорожные проекты в Восточной Сибири. В 1894 г. проект был представлен в России. Российское Правительство отказалось выделить земли под строительство. В итоге акционерная компания обанкротилась.2 В 18941906 гг. золотопромышленники строят в регионе узкоколейную железную дорогу БодайбоВасильевское , а весной 1899 г. пущена в строй железная дорога от Перми в Котлас3. 2. Берингова дорога: Трасса в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: >>>> (accessed 17.08.2022).

3. Гузенков С. В. Бойдабинская железная дорога (1894–1917 гг.): Исторический очерк. Иркутск, 2001.

всего просмотров: 184

Оценка читателей: голосов 0

1. Дунин-Горкавич А. Север Тобольской губернии // Ежегодник Тобольского Губернского музея. 1897. Вып. VII.

2. Стройка № 503 (1947–1953) Документы. Материалы. Исследования. Вып. 1. Красноярск, 2000.

3. Стройка № 503 (1947–1953) Документы. Материалы. Исследования. Вып. 2. Красноярск, 2007.

4. Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 3. Л., 1959.

5. Берингова дорога: Трасса в будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.popmech.ru/technologies/ (accessed 17.08.2009).

6. Борисов А. А. Великий Северовосточный морской путь; Великий речной путь из Сибири в Европу. Санкт-Петербург, 1910.

7. Борисов А. А. Обь-Мурманская железная дорога. Петроград, 1915.

8. Виони Г. К сооружению магистрали Рыбинск – Обдорской северной железной дороги // Голос. 1909. № 115.

9. Воблогой В. М., Борисов А. А. Великий Северный путь. Великий Устюг, 1929.

10. Гетте П. Э. Полярно-уральская железная дорога и Северный сибирский торговый путь. СПб., 1901.

11. Голубев А. А. Мурманская железная дорога История строительства (1894–1917 гг.). СПб., 2011.

12. Голубев А. А. Северный Широтный Ход – головной участок Трансполярной магистрали // Научные Горизонты. № 11 (15). Ч. 1. 2018. С. 77–81.

13. Гольдберг Р. С. 501-я. Тюмень, 2003.

14. Гриценко В. Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: В 2-х тт. Омск, 2004.

15. Гриценко В. Н., Калинин В. История «Мертвой дороги». Екатеринбург, 2010.

16. Гузенков С. В. Бойдабинская железная дорога (1894–1917 гг.): Исторический очерк. Иркутск, 2001.

17. Елькин А. Ю. Планы строительства железных дорог и их значение для экономического развития Русского севера (1918 – 1941 годы) // Северная железная дорога и развитие прилегающих территорий. Коноша, 2009. С. 52–58.

18. Кокорева М. Белозеров назвал возможные сроки строительства моста на Сахалин [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/ (accessed 30.10.2019).

19. Ламин В. А. Ключи к двум океанам. Хабаровск, 1981.

20. Ламин В. Секретный объект 503 // Наука в Сибири. 1990. № 3. С. 4–5.

21. Ламин В. Секретный объект 503 // Наука в Сибири. 1990. № 5. С. 6–7.

22. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. М., 1969.

23. Липатова Л. Ф. Дороги и судьбы. Салехард, 2016.

24. Мост Сахалин – Хоккайдо построят в будущем, а на материк в 2035 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadaily.com/Sahalin-Hokkaydo/ (accessed 06.11.2019).

25. Петр Константинович Татаринцев // Ямальский железнодорожник, 19.02.2019. № 1 (47). С. 6–7.

26. Пиманов А. С. История строительства железной дороги «Чум-Салехард-Игарка» (1947–1955). Тюмень, 1998.

27. Побожий А. А. Сквозь северную глушь: записки изыскателя. М, 1978.

28. Побожий А. Мертвая дорога // Новый мир. 1964. № 8. С. 89–181.

29. Полярная магистраль / Под редакцией Т. Л. Пашковой. М., 2007.

30. Северный широтный ход – Что мы знаем о стройке века [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marafonec.livejournal.com/sshh/ (accessed 10.04.2019).

31. Славин С. В. К истории железнодорожного строительства на Севере в дореволюционной России // Летопись Севера: сборник. М, 1957. Вып. II. С. 188–205.

32. Старокадомский Л. О великом северном пути // Мореплавание и судоходство. 1916. № 3–4. C. 11–16.

33. Чуракова О. В. «Великий северный путь» в проектах и мечтах художника Александра Борисова // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: материалы межрегиональной Научно-практической конференции (г. Котлас, 6–7 апреля 2012 г.). Котлас, 2012. Вып. 5. С. 126–132.

34. Чуракова О. В. «Связать три океана». Проект строительства Обь-Мурманской железной дороги художника Александра Борисова // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее: материалы межрегиональной науч. конференции, 26–28 сентября 2016 г. Мурманск: МАГУ, 2016. С. 129–137.

35. Ямальская железнодорожная компания: хронология [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yrw.ru/chronology/ (accessed 13.08.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх