The power of the arab caliphs in the byzantine literature of the 9th and 10th centuries

 
PIIS230861810023611-2-1
DOI10.37490/S230861810023611-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Researcher, Research Laboratory
Affiliation: Pskov State University (Pskov SU)
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 26
Abstract

The birth of Islam proclaimed a new age in the history of interreligious interactions in the Middle East. In the 7th century, the political map of the region has changed, and the Christian world encountered a new adversary represented by the first Islamic state known as Caliphate.

First of all, the transformation of the region influenced the consciousness of Eastern Romans (or Byzantines), whose state became a real barrier protecting Europe from the hordes of conquerors. Byzantine Empire held back the Arabian attacks for centuries, and the Caliphate was always regarded as «the state of evil» or «the Kingdom of Antichrist». Such tensions transferred to the rest of the Christian states and created a pattern for the general relation to Islam in Europe, which remained negative throughout all the Middle Ages.

The problem of religious interactions, conflicts and their mutual impact on the views of popular masses, scholars and different groups of society became a subject of numerous studies. Nevertheless, the scholars usually concentrate on the religious and theological aspects. This article is devoted to the issue which is often ignored in the scholarship, namely the image of secular power of the Muslim world in perception of Byzantine scholars. The investigation is based on texts of two authors, Theophanes the Confessor and the emperor Constantine VII Porphyrogenitus. Both of them use specific terminology towards the Caliphs, and these terms come from the ancient past. The analysis of such passages can tell us more about Byzantine ties with Arabian world and their special attitude to the phenomenon of the Eastern despotism.

KeywordsByzantium, Islam, Arab Caliphate, Christianity, Theophanes the Confessor, Constantine Porphyrogenitus, Eastern despotism.
Received03.10.2022
Publication date19.12.2022
Number of characters18895
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Эпоха Поздней Римской империи и Ранней Византии (III–VII вв. н.э.) вошла в историю как время фактического триумфа христианства над всеми остальными религиями, распространенными на территории Средиземноморья. Церковная и агиографическая литература этого периода пропитана ликованием Отцов Церкви, христианских писателей, философов и ученых, которым довелось стать свидетелями победного шествия учения Иисуса Христа по землям древних греков, римлян, эфиопов, иудеев и т.д. По этой причине VII век можно назвать переломным не только в политическом, но и в психологическом ключе.
2 В это время в Аравии возникает новое учение, которое сами христиане сначала рассматривали как одну из многочисленных христианских сект. Однако вскоре оно превратилось в отдельную религию, которой византийские и европейские теологи и схоласты вынуждены были противостоять на протяжении нескольких столетий. Во многом христиано-мусульманская полемика вращалась вокруг религиозных разногласий, вопросов морального неприятия элементов чуждого мировоззрения и т.д. Данному вопросу посвящено множество исследований, значительная часть которых была использована в работе. Тем не менее, основной проблемой, затронутой в этих трудах, был либо образ мусульманского мира в восприятии христианского автора, либо наоборот. Во всех случаях на первый план выходила религия.
3 Эта статья посвящена политической стороне вопроса. Поскольку в средневековую эпоху степень влияния религиозных взглядов на политическую философию трудно переоценить, в исследовании будет затронута и данная проблема, которую можно назвать основополагающей. Несмотря на это, необходимо, насколько это возможно, проанализировать образ власти арабских халифов как возможных аналогов и последователей древних восточных деспотий в глазах византийских интеллектуалов эпохи Македонского Ренессанса. Наиболее наглядно он прослеживается в трудах двух великих авторов этого времени — «Хронографии» Феофана Исповедника и произведении императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей».
4 «Хронография» оказала огромное влияние на всю литературную традицию империи. Многие последующие авторы станут создавать компиляции, используя фрагменты из данного произведения1. В особенности это коснется образа арабских правителей. По традиции, заложенной Феофаном, описание арабского мира и его истории начинается с фигуры пророка Мухаммеда. 1. О методах компиляции и дополнения Феофаном исторического материала предшественников см.: Любарский Н. Я. Византийские историки и писатели. СПб., 2012. С. 31–54.
5 По отношению к самому Мухаммеду Феофан использует термин «ἀρχηγός» (начальник, вождь) (Theoph. Chron. 6119, 6121–22). Отношение Феофана как христианского ортодоксального исповедника ко всему, что связано с исламом, — изначально негативное, поскольку оно чуждо и враждебно христианскому миру, представляемому, в первую очередь, Империей ромеев2. Такого рода антитеза красной нитью проходит через все повествование. Феофан противопоставляет окружающий его христианский мир мусульманскому — враждебному — миру. Ислам для него — «ересь» (αἵρεσις), учение Мухаммеда-лжепророка (ψευδοπροφήτης) преисполнено нечестием (ἀσῳτία) и глупостью (μωρία) (Ibid. 6122)3. Отсюда общее отношение к институтам власти в Халифате, как и к нему самому, можно охарактеризовать как изначально враждебное4. 2. См. об этом подробно: Khoury T. Apologétique byzantine contre l'Islam (VIIIe–XIIIe s.). Altenberge: Verlag für Christlich-Islamisches Schrifttum, 1982. P. 19–107.

3. Подобный взгляд на Мухаммеда можно назвать общепринятым в среде византийских интеллектуалов. См. об этом: Khoury T. Polémique byzantine contre l'Islam (VIIIe–XIIIe s.). Leiden: Brill, 1972. P. 21–140.

4. По теме образа византийцев в арабской литературе см: Shboul A. M. H. Byzantium and the Arabs. The Image of the Byzantines as Mirrored in Arabic Literature // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. Ed. M. Bonner. London-New York: Routledge, 2017. P. 235–260; El Cheikh N.M. Byzantium viewed by the Arabs. Harvard Middle Eastern monographs, 36. Cambridge, MA; Harvard University Press, 2004. P. 1–230.

views: 197

Readers community rating: votes 0

1. Corpus scriptorum historiae Byzantinae / consilio B. G. Niebuhrii C. F. instituta, opera eiusdem Niebuhrii, Imm. Bekkeri, L. Schopeni, G. et L. Dindorfii aliorumque philologorum parata. Theophanis Chronographia / ex rec. Ioannis Classeni. Bonnae: Weber, 1839. Vol. 1.

2. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Греческий текст, перевод, комментарии. М., 1991.

3. Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902.

4. Любарский Н. Я. Византийские историки и писатели. СПб., 2012.

5. Острогорский Г. А. История Византийского государства / Пер. с нем. М. В. Грацианский; ред.: П. В. Кузенков. М., 2011.

6. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1980.

7. Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV — нач. IX в.) // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1983. С. 64-79.

8. Чичуров И. С. Традиция и новаторство в политической мысли Византии конца IX в. (Место “Поучительных глав” Василия I в истории жанра) // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 95–100.

9. Чичуров И. С. Феофан Исповедник — публикатор, редактор, автор? // Византийский временник. 1981. Т. 42. С. 78–87.

10. Donnadieu J. La représentation de l'islam dans l'Historia orientalis. Jacques de Vitry historien // Le Moyen Age. 2008. T. 114. P. 487–508.

11. El Cheikh N. M. Byzantium viewed by the Arabs. Harvard Middle Eastern monographs, 36. Cambridge, MA, 2004.

12. Kennedy H. The Prophet and the Age of Caliphates: the Islamic Near East from the sixth to the eleventh century. London, 2004. P. 198-210.

13. Khoury T. Apologétique byzantine contre l'Islam (VIIIe-XIIIe s.). Altenberge: Verlag für Christlich-Islamisches Schrifttum, 1982.

14. Khoury T. Polémique byzantine contre l'Islam (VIIIe-XIIIe s.). Leiden: Brill, 1972.

15. Meyendorff J. Byzantine Views of Islam // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. P. 217-234.

16. Shboul A. M. H. Byzantium and the Arabs. The Image of the Byzantines as Mirrored in Arabic Literature // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. Ed. M. Bonner. London-New York, 2017.

17. Vasiliev A. The Struggle [of Byzantium] with the Saracens (867-1057) // The Cambridge Medieval History. Cambridge, 1923. Vol. 4. P. 138-150.

Система Orphus

Loading...
Up