Власть арабских халифов в византийской литературе IX-X вв.

 
Код статьиS230861810023611-2-1
DOI10.37490/S230861810023611-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Центр комплексного изучения проблем региональной безопасности»
Аффилиация: Псковский государственный университет (ПсковГУ)
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 26
Аннотация

Статья посвящена проблеме отражения институтов политической власти Арабского халифата в трудах византийских авторов IX-X вв. За основу в данном исследовании были взяты произведения Феофана Исповедника и Константина VII Багрянородного. Автор анализирует характер восприятия власти халифа в среде византийских интеллектуалов на основе применяемой ими терминологии.

Ключевые словаВизантия, ислам, Арабский халифат, христианство, Феофан Исповедник, Константин Багрянородный, восточная деспотия.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01181 «Миф о "восточном деспотизме” в европейской литературной традиции (от античности до раннего Нового времени)», https://rscf.ru/project/22-28-01181/
Получено03.10.2022
Дата публикации19.12.2022
Кол-во символов18895
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Эпоха Поздней Римской империи и Ранней Византии (III–VII вв. н.э.) вошла в историю как время фактического триумфа христианства над всеми остальными религиями, распространенными на территории Средиземноморья. Церковная и агиографическая литература этого периода пропитана ликованием Отцов Церкви, христианских писателей, философов и ученых, которым довелось стать свидетелями победного шествия учения Иисуса Христа по землям древних греков, римлян, эфиопов, иудеев и т.д. По этой причине VII век можно назвать переломным не только в политическом, но и в психологическом ключе.
2 В это время в Аравии возникает новое учение, которое сами христиане сначала рассматривали как одну из многочисленных христианских сект. Однако вскоре оно превратилось в отдельную религию, которой византийские и европейские теологи и схоласты вынуждены были противостоять на протяжении нескольких столетий. Во многом христиано-мусульманская полемика вращалась вокруг религиозных разногласий, вопросов морального неприятия элементов чуждого мировоззрения и т.д. Данному вопросу посвящено множество исследований, значительная часть которых была использована в работе. Тем не менее, основной проблемой, затронутой в этих трудах, был либо образ мусульманского мира в восприятии христианского автора, либо наоборот. Во всех случаях на первый план выходила религия.
3 Эта статья посвящена политической стороне вопроса. Поскольку в средневековую эпоху степень влияния религиозных взглядов на политическую философию трудно переоценить, в исследовании будет затронута и данная проблема, которую можно назвать основополагающей. Несмотря на это, необходимо, насколько это возможно, проанализировать образ власти арабских халифов как возможных аналогов и последователей древних восточных деспотий в глазах византийских интеллектуалов эпохи Македонского Ренессанса. Наиболее наглядно он прослеживается в трудах двух великих авторов этого времени — «Хронографии» Феофана Исповедника и произведении императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей».
4 «Хронография» оказала огромное влияние на всю литературную традицию империи. Многие последующие авторы станут создавать компиляции, используя фрагменты из данного произведения1. В особенности это коснется образа арабских правителей. По традиции, заложенной Феофаном, описание арабского мира и его истории начинается с фигуры пророка Мухаммеда. 1. О методах компиляции и дополнения Феофаном исторического материала предшественников см.: Любарский Н. Я. Византийские историки и писатели. СПб., 2012. С. 31–54.
5 По отношению к самому Мухаммеду Феофан использует термин «ἀρχηγός» (начальник, вождь) (Theoph. Chron. 6119, 6121–22). Отношение Феофана как христианского ортодоксального исповедника ко всему, что связано с исламом, — изначально негативное, поскольку оно чуждо и враждебно христианскому миру, представляемому, в первую очередь, Империей ромеев2. Такого рода антитеза красной нитью проходит через все повествование. Феофан противопоставляет окружающий его христианский мир мусульманскому — враждебному — миру. Ислам для него — «ересь» (αἵρεσις), учение Мухаммеда-лжепророка (ψευδοπροφήτης) преисполнено нечестием (ἀσῳτία) и глупостью (μωρία) (Ibid. 6122)3. Отсюда общее отношение к институтам власти в Халифате, как и к нему самому, можно охарактеризовать как изначально враждебное4. 2. См. об этом подробно: Khoury T. Apologétique byzantine contre l'Islam (VIIIe–XIIIe s.). Altenberge: Verlag für Christlich-Islamisches Schrifttum, 1982. P. 19–107.

3. Подобный взгляд на Мухаммеда можно назвать общепринятым в среде византийских интеллектуалов. См. об этом: Khoury T. Polémique byzantine contre l'Islam (VIIIe–XIIIe s.). Leiden: Brill, 1972. P. 21–140.

4. По теме образа византийцев в арабской литературе см: Shboul A. M. H. Byzantium and the Arabs. The Image of the Byzantines as Mirrored in Arabic Literature // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. Ed. M. Bonner. London-New York: Routledge, 2017. P. 235–260; El Cheikh N.M. Byzantium viewed by the Arabs. Harvard Middle Eastern monographs, 36. Cambridge, MA; Harvard University Press, 2004. P. 1–230.

всего просмотров: 205

Оценка читателей: голосов 0

1. Corpus scriptorum historiae Byzantinae / consilio B. G. Niebuhrii C. F. instituta, opera eiusdem Niebuhrii, Imm. Bekkeri, L. Schopeni, G. et L. Dindorfii aliorumque philologorum parata. Theophanis Chronographia / ex rec. Ioannis Classeni. Bonnae: Weber, 1839. Vol. 1.

2. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Греческий текст, перевод, комментарии. М., 1991.

3. Васильев А. А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902.

4. Любарский Н. Я. Византийские историки и писатели. СПб., 2012.

5. Острогорский Г. А. История Византийского государства / Пер. с нем. М. В. Грацианский; ред.: П. В. Кузенков. М., 2011.

6. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1980.

7. Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV — нач. IX в.) // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1983. С. 64-79.

8. Чичуров И. С. Традиция и новаторство в политической мысли Византии конца IX в. (Место “Поучительных глав” Василия I в истории жанра) // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 95–100.

9. Чичуров И. С. Феофан Исповедник — публикатор, редактор, автор? // Византийский временник. 1981. Т. 42. С. 78–87.

10. Donnadieu J. La représentation de l'islam dans l'Historia orientalis. Jacques de Vitry historien // Le Moyen Age. 2008. T. 114. P. 487–508.

11. El Cheikh N. M. Byzantium viewed by the Arabs. Harvard Middle Eastern monographs, 36. Cambridge, MA, 2004.

12. Kennedy H. The Prophet and the Age of Caliphates: the Islamic Near East from the sixth to the eleventh century. London, 2004. P. 198-210.

13. Khoury T. Apologétique byzantine contre l'Islam (VIIIe-XIIIe s.). Altenberge: Verlag für Christlich-Islamisches Schrifttum, 1982.

14. Khoury T. Polémique byzantine contre l'Islam (VIIIe-XIIIe s.). Leiden: Brill, 1972.

15. Meyendorff J. Byzantine Views of Islam // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. P. 217-234.

16. Shboul A. M. H. Byzantium and the Arabs. The Image of the Byzantines as Mirrored in Arabic Literature // Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times. Ed. M. Bonner. London-New York, 2017.

17. Vasiliev A. The Struggle [of Byzantium] with the Saracens (867-1057) // The Cambridge Medieval History. Cambridge, 1923. Vol. 4. P. 138-150.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх