Попытка компромиссного решения шекспировского вопроса

 
Код статьиS230861810020711-2-1
DOI10.37490/S230861810020711-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель кафедры теории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия, изящных искусств и истории
Аффилиация: Национальный университет архитектуры и строительства Армении
Адрес: Армения, Ереван
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 24
Аннотация

Исследована проблема авторства произведений Уильяма Шекспира (шекспировский вопрос). Указано, что сущность вопроса в несоответствии образа реального лица — Уильяма Шекспира из Стратфорда-на-Эйвоне (Шакспера), образу драматурга и поэта Уильяма Шекспира, который формируется у читателя под влиянием его произведений. Замечено, что методы исследования и полемики у некоторых исследователей не способствуют решению проблемы. Выделено условие решения вопроса: необходим компромиссный подход и необходимо выяснить, каким образом Шекспир из Стратфорда оказался близок к высшему свету. Предложена гипотеза, что Уилл Шакспер был рекомендован Джону Меннерсу, 4-ому графу Ратленду матерью Мэри Арден, и показано, что в предложенной системе предположений достижимо внутренне непротиворечивое решение шекспировского вопроса.

Ключевые словаУильям Шекспир, Шекспировский вопрос, Шакспер, Роджер Меннерс, граф Ратленд, решение, компромисс, Стратфорд-на-Эйвоне
Получено17.06.2022
Дата публикации17.06.2022
Кол-во символов40902
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Предлагаемая статья является попыткой взгляда на шекспировский вопрос, как бы со стороны, поскольку автор, считая данную проблему реальной, не является, тем не менее, убеждённым сторонником какого-либо одного подхода.
2 Шекспировскому вопросу уже лет двести. Но в чём его суть? Обычно считается, что это проблема авторства произведений Шекспира. Но на самом деле вопрос заключается в самой причине возникновения сомнений в авторстве — в несоответствии образа реального лица — Уилла Шекспира из Стратфорда (Шакспера1), образу драматурга и поэта Уильяма Шекспира, который формируется у читателя под влиянием его произведений. А при таком подходе, шекспировский вопрос может быть решён не только путём доказательства того или иного альтернативного авторства, но также, если в рамках традиционного авторства будут объяснены причины этого несоответствия. 1. Здесь и далее вариант написания «Шакспер» применён для упрощения изложения, и равнозначен фразе «реальный Уильям Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне», без каких-либо подтекстов.
3 Собственно, наличие несоответствия не отрицают и сторонники традиционного подхода к авторству Шекспира, хоть и в завуалированной форме. Так, А. Аникст, писал о Шекспире: «Можно даже сказать, что у него была не одна, а несколько жизней»2. Но ведь сторонники альтернативного авторства (антистратфордианцы) утверждают то же самое, но дополнительно задаются вопросом: а совместимы ли эти несколько жизней в одной личности? И именно отсутствие убедительных ответов в рамках традиционного авторства и, более того, отрицание самой проблемы, привело к появлению антистратфордианства. Когда в первые столетия своего становления шекспироведение не только не было обеспокоено этим несоответствием, но и всё больше усугубляло его, создав своеобразный культ Шекспира3. То есть, вместо того чтобы сформулировать проблемы, которые шекспироведение должно решить (наподобие проблем в других науках: Гильберта — в математике, «кембрийского взрыва» — в палеонтологии и др.), оно утверждало, что проблем нет. Между тем, в случае их признания, было бы даже неважно когда они решаться и решаться ли вообще: сама их констатация показала бы, что они признаются специалистами и попытки их решения приветствуются. 2. Аникст А. А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира. М., 1974.

3. Захаров Н. В., Луков В. А. Шекспироведение как следствие культа Шекспира // Филология: научные исследования. 2011. №1.
4 Вместо того, чтобы, к примеру, показать, что несоответствие не очень велико и как-то его объяснить, шекспироведение ещё больше увеличивало этот очевидный разрыв, между двумя образами. Так, был создан миф о необычайной обширности словаря Шекспира — до 24 тысяч (а то и больше) слов4, тогда как трезвый математический анализ показывает, что богатство его словаря (относительная величина, а не абсолютный объём, который зависит лишь от размера дошедшего до нас текстового материала) обычное для именитых английских авторов: чуть больше, чем у Ч. Диккенса, но чуть меньше, чем у Б. Джонсона, или К. Марло, и, даже, значительно ниже, чем у Д. Мильтона5. Или миф об эрудиции, который поддерживал, например А. Аникст: «увлечение поэзией позволили Шекспиру сначала догнать, а затем превзойти своих более эрудированных собратьев по перу»6, хотя, вспоминая известные слова Бена Джонсона о познаниях Шекспира в латыни и греческом в другом месте он соглашается, что, конечно, тот не был эрудитом7. 4. Аникст А. А. Шекспир. М., 1964. C. 339.

5. Кружков Г. М., Кружков М. Г. Словарь Шекспира: мифы и цифры. Шекспировские штудии VII: Сборник научных трудов. Материалы круглого стола 7 декабря 2007 г. / Отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. М., 2007. C. 6.

6. Аникст А. А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира. М., 1974.

7. Аникст А. А. Шекспир. М., 1964. C. 19.

всего просмотров: 236

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникст А. А. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира. М., 1974.

2. Аникст А. А. Шекспир. М., 1964.

3. Брайсон Б. Шекспир. Весь мир — театр. М., 2014.

4. Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М., 1997.

5. Джеймс Б., Рубинстайн У. Д. Тайное станет явным. Шекспир без маски. М., 2008.

6. Захаров Н. В., Луков В. А. Шекспироведение как следствие культа Шекспира // Филология: научные исследования. 2011. № 1.

7. Кружков Г. М., Кружков М. Г. Словарь Шекспира: мифы и цифры. Шекспировские штудии VII: Сборник научных трудов. Материалы круглого стола 7 декабря 2007 г. / Отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. М., 2007.

8. Литвинова М. В плену у мифа. [Электронный ресурс] URL: http://www.w-shakespeare.ru/library/istinniy-shekspir-biograficheskoe-priklyuchenie1.html (дата обращения: 14.04.2022).

9. Пешков И. В. О том, чему нет оправдания (Быть или не быть ответу на шекспировский вопрос) (Рец. на кн.: Литвинова М.Д. Оправдание Шекспира. М., 2008) // Новое литературное обозрение. 2008. № 4. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/4/o-tom-chemu-net-opravdaniya.html (дата обращения: 14.04.2022).

10. Фридман Г. Чета Рэтлендов в роли Шекспира // Семь искусств. 2012. № 5(30). [Электронный ресурс] URL: https://7iskusstv.com/2012/Nomer5/Fridman1.php (дата обращения: 14.04.2022).

11. Холлидей Ф. Шекспир и его мир. Пер. с англ.; Предисловие Харитонова В. М., 1986.

12. Demblon C. L’Auteur d’Hamlèt et son Monde. Paris, 1914.

13. HMC. Rutland, Belvoir Castle. Vol. I. London, 1888.

14. Holderness G. Some Further Account of the Life &c. of Mr. William Shakespear, with Corrections Made to the First and Second Editions, and with the Supplementation of New Matter Acquir'd from Diligent Researches in the Publick Records, and from Conversations Mr. Betterton had with the people of Stratford-upon-Avon. (1715) / Vol. 21, No. 3, Shakespeare and 'the personal story' (2009), pp. 112-118 (7 pages) Published By: Berghahn Books. [Электронный ресурс] URL: https://www.jstor.org/stable/41556333 (дата обращения: 14.04.2022).

15. Rowe N. Some Account of the Life of Mr. William Shakespear. L., 1709.

16. Voelkel J. Johannes Kepler and the new astronomy. Oxford University Press, 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх