Внешние и собственные "чужие": белорусские учебники истории о немецком оккупационном режиме и белорусских коллаборационистах периода Великой Отечественной войны

 
Код статьиS230861810020673-0-1
DOI10.37490/S230861810020673-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 24
Аннотация

В статье исследуется проблема представлений о «чужих» периода Великой Отечественной войны в школьных учебниках по истории Белоруссии. «Внешние чужие» представлены в основном немецкими оккупационными властями. «Собственные чужие» — белорусскими коллаборационистами. Однако, в одном из учебников информация о них отсутствует.

Ключевые словашкольный учебник истории, Белоруссия, Великая Отечественная война, коллаборационизм, нацистская Германия, бело-красно-белый флаг
Получено15.06.2022
Дата публикации17.06.2022
Кол-во символов22012
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В белорусской школе обучение истории происходит в двух концентрах. Сначала история представляется с упором на факты, даты, имена, а в старших классах – на более высоком теоретическом уровне, который призван создать понимание сути исторического процесса. Дат и имен становится меньше, в большей степени учебники обращены к объяснению причинно-следственных связей, тенденций и т.д. Таким образом, история ХХ века изучается в 9м и 11м классах. Учебные пособия в Белоруссии корректируется или меняются раз в 5 лет. С 2014 г. по 2021 г. сформировалась новое поколение учебников. Еще не закончив формировать данное поколение, министерство образования начало его перезапуск, т.к. в 2019 г. прошло 5 лет с выпуска учебника за 5 класс по истории Древнего мира. Но остальные учебники (6 класса и далее) почему-то в срок перевыпущены не были. В основном, информация, содержащаяся в поколении 2014‒2021 гг., мало отличается от учебников предыдущего поколения, но изменена структура, т.к. до этого история изучалась линейно, добавлены новые факты, некоторые утверждения убраны. Однако в ряде моментов заметны изменения, связанные не только с получением наукой новых данных, но с и идеологическими требованиями официальных властей. В процессе выпуска учебников поколения 2014‒2021 гг. в Белоруссии произошло событие, серьезнейшим образом повлиявшее на ситуацию в республике, на отношение к собственной истории, к символам, к властям и т.д. Этим событием стали массовые протесты 2020 г. против итогов президентских выборов. Интересным представляется сравнить учебники, изданные до выборов 2020 г. и после них. Все учебники поколения 2014‒2021 гг., за исключением одного, были выпущены до протестов. Единственный выпущенный после протестов учебник по отечественной истории – это учебное пособие по истории Белоруссии для 11 класса. В нем отразились те идеологические изменения, которые стали актуальными для властей после протестов 2020 г. Именно поэтому представляется интересным сравнить учебники, описывающие события Великой Отечественной войны, изданные до и после начала протестов. Великая Отечественная война является достаточно значимым событием в народной исторической памяти, поэтому пропаганда активно использует память о войне для создания позитивных или негативных ассоциаций в современности.
2 Также стоит отметить, что в конце августа 2019 г. в журнале администрации белорусского президента «Беларуская думка» вышла статья «К вопросу об исторической политике»1. В ней академические учебные и члены белорусского Совета безопасности обсуждали вопросы, связанные с политикой представлений о прошлом. В статье были перечислены 14 приемов «искажения исторического прошлого белорусского народа». Под номером 12 был указан следующий прием искажения прошлого: «Создание образа борцов за национальные интересы белорусского народа из белорусов-коллаборационистов периода Великой Отечественной войны. А также отрицание того, что борьба с нацистскими захватчиками на территории Беларуси носила всенародный характер»2. Учебник для 9 класса был подписан в печать 9 сентября 2019 г., т.е. в нем требования исторической политики не должны были быть отражены. Тем более, что написан учебник был на несколько месяцев раньше, т.к. перед изданием необходимо было пройти процедуру рецензирования. 1. Коваленя А., Арчаков В., Данилович В., Баньковский А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. № 08. С. 3‒11.

2. Там же. С. 9.

всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

1. Гронский А. Д. Отношения Белоруссии с Европейским союзом и США (1992 –2018 гг.): от дистанцирования к дрейфу на Запад // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. № 2. С. 71–97. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-2-71-97.

2. История Беларуси, ⅩⅠⅩ ‒ начало ⅩⅩⅠ в.: учебное пособие для 11 го класса; под ред. Е. К. Новика. Минск, 2009.

3. История Беларуси, XIX ‒ начало XXI в.: учеб. пособие для 11 го кл.; под ред. А. В. Касовича, А. П. Соловьянова. Минск, 2021.

4. Коваленя А., Арчаков В., Данилович В., Баньковский А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. № 08. С. 3‒11.

5. Панов С. В., Сидорцов В. Н., Фомин В. М. История Беларуси, 1917 г. ‒ начало XXI в.: учеб. пособие для 9 го кл. Минск, 2019.

6. Письмо 15 летней девочки К. Сусаниной с фашистской каторги. 12 марта 1943 г. // Проект «Всемирная история». [Электронный ресурс] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000164/st085.shtml (дата обращения: 11.12.2021).

7. Трашчанок Я. І., Вараб’ёў А. А, Жалязняк М. М. Гісторыя Беларусі: (кастрычнік 1917 г. ‒ пачатак ХХІ ст.): вучэбны дапаможнік для 11 га класа. Мінск, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх