External and own «strangers»: Belorussian history textbooks about the German occupation regime and Belorussian collaborators during the great patriotic war

 
PIIS230861810020673-0-1
DOI10.37490/S230861810020673-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher of the Center for Post-Soviet Studies
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 24
Abstract

The article explores how the «strangers» are represented in the modern school textbooks on the history of Belorussia. The period of the Great Patriotic War has been chosen for analysis, because it is the event that is most seriously presented in historical memory. The Great Patriotic War is used by the Belorussian propaganda to form a modern sense of patriotism. The «strangers» during the war are divided into two types: «external strangers» — Germany, the Wehrmacht, the occupation authorities, and «own strangers» — persons who collaborated with the occupation regime, collaborators. In the Belorussian textbooks of the latest generation, which are currently being used in schools, there are images of «external strangers». The «external strangers» are presented as the organizers of the genocide of the civilian population, seeking to destroy the established situation. The textbooks reflect the struggle of Belorussians with the «external strangers». However, in the Belorussian textbook published in 2019 there is no mention of the «own strangers» — Belorussians who collaborated with the occupation regime. This information was presented in the textbooks of the previous generation. The Belorussian collaboration was assessed negatively. The current state of affairs can be partly explained by the foreign policy situation. Since 2014 the Belorussian authorities have been actively resisting Russian-Belorussian integration. The government has eased pressure on the Belorussian opposition, which has begun to actively support the official authorities in resisting integration. The Belorussian opposition uses the same symbols used by the Belorussian collaborators during the war. First of all, the white-red-white flag. For some time, the official authorities did not need the symbols of the opposition to be associated with collaboration. However, in August 2020, mass protests against the results of the presidential elections burst out in Belorussia. The main symbols of those protests were white-red-white flags. The authorities had a need to discredit the white-red-white flag by pointing out that it was actively used by the Belorussian collaborators. The textbook returned the mention of the «own strangers» of the war, as well as the mention of the kind of symbols that the «own strangers» used at that time.

Keywordsschool history textbook, Belorussia, the Great Patriotic War, collaboration, Nazi Germany, white-red-white flag, «own strangers», «external strangers»
Received15.06.2022
Publication date17.06.2022
Number of characters22012
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В белорусской школе обучение истории происходит в двух концентрах. Сначала история представляется с упором на факты, даты, имена, а в старших классах – на более высоком теоретическом уровне, который призван создать понимание сути исторического процесса. Дат и имен становится меньше, в большей степени учебники обращены к объяснению причинно-следственных связей, тенденций и т.д. Таким образом, история ХХ века изучается в 9м и 11м классах. Учебные пособия в Белоруссии корректируется или меняются раз в 5 лет. С 2014 г. по 2021 г. сформировалась новое поколение учебников. Еще не закончив формировать данное поколение, министерство образования начало его перезапуск, т.к. в 2019 г. прошло 5 лет с выпуска учебника за 5 класс по истории Древнего мира. Но остальные учебники (6 класса и далее) почему-то в срок перевыпущены не были. В основном, информация, содержащаяся в поколении 2014‒2021 гг., мало отличается от учебников предыдущего поколения, но изменена структура, т.к. до этого история изучалась линейно, добавлены новые факты, некоторые утверждения убраны. Однако в ряде моментов заметны изменения, связанные не только с получением наукой новых данных, но с и идеологическими требованиями официальных властей. В процессе выпуска учебников поколения 2014‒2021 гг. в Белоруссии произошло событие, серьезнейшим образом повлиявшее на ситуацию в республике, на отношение к собственной истории, к символам, к властям и т.д. Этим событием стали массовые протесты 2020 г. против итогов президентских выборов. Интересным представляется сравнить учебники, изданные до выборов 2020 г. и после них. Все учебники поколения 2014‒2021 гг., за исключением одного, были выпущены до протестов. Единственный выпущенный после протестов учебник по отечественной истории – это учебное пособие по истории Белоруссии для 11 класса. В нем отразились те идеологические изменения, которые стали актуальными для властей после протестов 2020 г. Именно поэтому представляется интересным сравнить учебники, описывающие события Великой Отечественной войны, изданные до и после начала протестов. Великая Отечественная война является достаточно значимым событием в народной исторической памяти, поэтому пропаганда активно использует память о войне для создания позитивных или негативных ассоциаций в современности.
2 Также стоит отметить, что в конце августа 2019 г. в журнале администрации белорусского президента «Беларуская думка» вышла статья «К вопросу об исторической политике»1. В ней академические учебные и члены белорусского Совета безопасности обсуждали вопросы, связанные с политикой представлений о прошлом. В статье были перечислены 14 приемов «искажения исторического прошлого белорусского народа». Под номером 12 был указан следующий прием искажения прошлого: «Создание образа борцов за национальные интересы белорусского народа из белорусов-коллаборационистов периода Великой Отечественной войны. А также отрицание того, что борьба с нацистскими захватчиками на территории Беларуси носила всенародный характер»2. Учебник для 9 класса был подписан в печать 9 сентября 2019 г., т.е. в нем требования исторической политики не должны были быть отражены. Тем более, что написан учебник был на несколько месяцев раньше, т.к. перед изданием необходимо было пройти процедуру рецензирования. 1. Коваленя А., Арчаков В., Данилович В., Баньковский А. К вопросу об исторической политике // Беларуская думка. 2019. № 08. С. 3‒11.

2. Там же. С. 9.

views: 189

Readers community rating: votes 0

1. Gronskij A. D. Otnosheniya Belorussii s Evropejskim soyuzom i SShA (1992 –2018 gg.): ot distantsirovaniya k drejfu na Zapad // Kontury global'nykh transformatsij: politika, ehkonomika, pravo. 2019. T. 12. № 2. S. 71–97. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-2-71-97.

2. Istoriya Belarusi, ⅩⅠⅩ ‒ nachalo ⅩⅩⅠ v.: uchebnoe posobie dlya 11 go klassa; pod red. E. K. Novika. Minsk, 2009.

3. Istoriya Belarusi, XIX ‒ nachalo XXI v.: ucheb. posobie dlya 11 go kl.; pod red. A. V. Kasovicha, A. P. Solov'yanova. Minsk, 2021.

4. Kovalenya A., Archakov V., Danilovich V., Ban'kovskij A. K voprosu ob istoricheskoj politike // Belaruskaya dumka. 2019. № 08. S. 3‒11.

5. Panov S. V., Sidortsov V. N., Fomin V. M. Istoriya Belarusi, 1917 g. ‒ nachalo XXI v.: ucheb. posobie dlya 9 go kl. Minsk, 2019.

6. Pis'mo 15 letnej devochki K. Susaninoj s fashistskoj katorgi. 12 marta 1943 g. // Proekt «Vsemirnaya istoriya». [Ehlektronnyj resurs] URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000164/st085.shtml (data obrascheniya: 11.12.2021).

7. Trashchanok Ya. І., Varab’yoў A. A, Zhalyaznyak M. M. Gіstoryya Belarusі: (kastrychnіk 1917 g. ‒ pachatak KhKhІ st.): vuchehbny dapamozhnіk dlya 11 ga klasa. Mіnsk, 2009.

Система Orphus

Loading...
Up