Соотношение прав и свобод человека и ислама в арабских странах

 
Код статьиS0018174-1-1
DOI10.31857/S102694520018174-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры конституционного права Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД России
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 7
Страницы147-155
Аннотация

В статье сопоставлены Мединское соглашение 622 г. н.э. и современные арабские конституции в свете проблемы прав человека. Известно, что Мединское соглашение не оказало существенного влияния на последующее конституционное развитие в арабском мире, однако, как показывает автор, вопросы правового статуса личности возникают в исламе сразу после хиджры. Мухаммед стремился примирить между собой представителей разных исповеданий (мусульман, христиан и иудеев), населявших в то время Медину, и основать государство на твердом фундаменте истинной веры. Схожая проблема существует в арабских странах и сегодня, когда, с одной стороны, ислам объявляется государственной религией, а с другой – декларируется свобода совести, при условии уважения закона, нравов и обычаев отдельно взятого государства.

Ключевые словаправа человека, Мединское соглашение, ислам, шариат, конституция, свобода совести, «арабская весна»
Получено10.01.2022
Дата публикации24.08.2023
Кол-во символов33702
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 128

Оценка читателей: голосов 0

1. Галиуллина С.Д., Нуриев Б.Д. Мединское соглашение (622 г.) как один из важнейших нормативных документов мусульманского права // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. № 6. С. 186.

2. Гольдцигер И. Лекции об исламе. СПб., 1912. С. 4.

3. Капустин М.Н. История права. Курс лекций // Временник Демидовского юридического лицея. 1872. Кн. 3. С. 233.

4. Коран, 2:25 (27) / пер. И.Ю. Крачковского. Ростов н/Д., 1998.

5. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1904. С. 51.

6. Мюллер А. История ислама. СПб., 1895. Т. 1. С. 106, 107.

7. Сапронова М.А. Конституционная регламентация ислама в арабских странах // Россия и мусульманский мир. 2006. № 9. С. 182.

8. Сюкияйнен Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал ВШЭ. 2016. № 4. С. 208 - 210.

9. Сюкияйнен Л.Р. Общие принципы фикха как отражение юридических особенностей исламского права // Право. Журнал ВШЭ. 2018. № 3. C. 55, 56.

10. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999. С. 16.

11. Ahmed D., Ginsburg T. Constitutional islamization and human rights: the surprising origin and spread of Islamic supremacy in constitutions // Virginia journal of Constitutional Law. 2014. No. 54. P. 619.

12. Al-Dabbagh H. Le droit comparé comme instrument de modernisation: l’exemple des codifications civiles des États arabes du Moyen-Orient // Revue de droit Université de Sherbrook. 2013. Vol. 43. No. 1 - 2. P. 398, 399.

13. Bellahcene Y. Le Pacte de Médine (VIIe siècle): une relecture critique. Paris, 2017. P. 27 - 35. URL: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-02079610/document (дата обращения: 18.10.2021).

14. Bravmann M.M. The spiritual background of early Islam: studies in ancient Arab concepts. Leiden, 1972. P. 8, 9.

15. Carlisle J. La charia et la loi dans le contexte de la Syrie laïque et socialiste // La charia aujourd’hui. Usages de la référence au droit islamique; sous dir. B. Dupret. Paris, 2012. P. 129.

16. Djaït H. La Grande Discorde. Religion et politique dans l’Islam des origines. Paris, 2008. P. 47 - 49.

17. Hamidullah M. The first written constitution in the world: an important document of the time of the Holy Prophet. Lahore, 1975.

18. Heydemann S. La question de la démocratie dans les travaux sur le monde arabe // Critique internationale. 2002. No. 17. P. 54 - 62.

19. Lavorel S. Les constitutions arabes et l’Islam. Sainte-Foy, 2005. P. 153.

20. Mawdudi A. Human rights in Islam. Leicester, 1976. P. 15.

21. Rabbath E. La théorie des droits de l'homme dans le droit musulman // Revue internationale de droit comparé. 1959. No. 11-4. P. 677.

22. Serjeant R.B. The “Sunnah Jāmi’ah”, pacts with the Yaṯẖrib Jews, and the “Taḥrīm” of Yaṯẖrib: analysis and translation of the documents comprised in the so-called “Constitution of Medina” // Bulletin of the school of Oriental and African studies. 1978. Vol. 41. No. 1. P. 8.

23. Tavernier P. Les Etats arabes, l’ONU et les droits de l’homme. La Déclaration universelle des droits de l’homme et les Pactes de 1966 // Islam et droits de l’homme. Paris, 1994. P. 64, 65.

24. Youssef N. Le Liban: la transition inachevée vers l'Etat de droit // Revue française de droit constitutionnel. 2013. No. 95. P. 743.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх