Constitutional amendments. Russian experience of state transformations

 
PIIS102694520014906-7-1
DOI10.31857/S102694520014906-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher of the Constitutional Law and constitutional justice Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 5
Pages19-25
Abstract

The amendments to the Constitution of the Russian Federation made in 2020 changed the state-legal model of the Russian statehood, strengthening the guarantees of the realization of rights and freedoms. The process of adopting amendments and their public discussion is of interest to politicians, lawyers, and scientists. The emergence of new legal institutions, such as public authority and preliminary constitutional norm control, assignment of additional functions to the Government of the Russian Federation, expansion of the powers of the Federation Council and the granting of a new constitutional status to the State Council, predetermine a change in the Russian political design, determines the actualization of constitutional and legal studies that create the theoretical foundations of the legal content of constitutional novels.

Keywordsconstitutional guarantees, amendments to the Constitution of the Russian Federation, chronology of the adoption of amendments
Received31.03.2021
Publication date24.05.2021
Number of characters24494
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Одним из важнейших политических событий 2020 года, заложившим новый этап государственных преобразований, можно считать внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, что не может не вызывать интереса у ученых, политиков, юристов. Начало процессов реализации новых положений Конституции РФ 1993 г. предопределяет необходимость исследований как новых конституционно-правовых институтов, так и ранее существовавших, но испытавших на себе влияние конституционных преобразований. Не все тезисы и аргументы теоретического обоснования правовой природы этих институтов кажутся бесспорными, вместе с тем без открытого обсуждения актуальных вопросов невозможно развитие науки.
2 Вне исторического контекста исследование любого явления вряд ли можно считать полным. Обращаясь к истории, следует напомнить, что процесс формирования конституционно-правового пространства в истории российской государственности принято связывать с работами Н.И. Панина, Д.И. Фонвизина, проектами декабристов, М.М. Сперанского, П.В. Долгорукова, в которых закладывались основы отечественного конституционализма1. Подписанный Николаем II 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка закрепил государственное устройство Российской Империи. Принятую в 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов первую советскую Конституцию после решения II съезда Советов 31 января 1924 г. сменила Конституция СССР. Дольше всех Основным Законом страны была Конституция 1936 г. (вместе с тем напомним, что в 1947 г. была принята ее новая редакция). Перемены, происходившие в мире в 60-е годы, обусловили необходимость поиска новых подходов к преобразованиям политического ландшафта СССР. Началась работа над проектом новой Конституции, которая должна была отразить новые взгляды. Верховный Совет СССР в апреле 1962 г. инициировал работу по созданию нового Основного Закона страны, который был принят в 1977 г. Принятие т.н. «конституции развитого социализма» было обусловлено тезисом о вступлении страны в новый этап – этап развитого социалистического общества. Особенностью этой Конституции стало внесение в ее текст большого количества поправок, что отражало настоятельное желание перемен, требуемых обществом. Многочисленные изменения ее текста позволяют считать ее самой нестабильной по сравнению не только с отечественными Конституциями, но и основными законами других стран2. Вносимые изменения не успевали отражать стремительные политические перемены, формирующие новые конституционно-правовые реалии. Было принято решение о начале работы над проектом новой Конституции. Решение о создании специальной Конституционной комиссии было отражено в Постановлении Съезда народных депутатов СССР 9 июня 1989 г. В эту Комиссию, которую возглавил М.С. Горбачев, вошли народные депутаты (Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак) и другие политики, представляющие интересы разных политических групп3. Конституционная реформа заложила правовые основы российской государственности в новый исторический период4. В декабре 1993 г. был проведен референдум5, по результатам которого принята Конституция Российской Федерации. 1. См.: План государственных преобразований графа М.М. Сперанского. М., 1905; Долгоруков П.В. Правда о России. Лейпциг, 1861; Полный сборник Платформ всех русских политических партий. СПб., 1906.

2. См.: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Конституция, которой не было // Образование и право. 2019. № 7. С. 19 - 23.

3. См.: постановление Съезда народных депутатов СССР от 09.06.1989 г. № 40-1 «Об образовании Конституционной комиссии» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 3, ст. 23.

4. См.: Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева: в 6 т. М., 2007. Т. 1: 1990 год. С. 20.

5. Явка составила 54%, «за» проголосовало 58% избирателей (31% от числа зарегистрированных).

Number of purchasers: 0, views: 84

Readers community rating: votes 0

1. The Venice Commission on Constitutions, Constitutional Amendments and Constitutional Justice: collection of analytical materials of the Venice Commission of the Council of Europe / comp. T. Ya. Khabrieva, R.A. Kurbatov, V.I. Lafitsky; ed. by T. Ya. Khabrieva. M., 2016. P. 24–94 (in Russ.).

2. Vinogradova E.V. Constitutional foundations of the reform of the Constitution of the Russian Federation // Education and Law. 2019. No. 1. P. 28–31 (in Russ.).

3. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L. The Constitution, which was not there // Education and Law. 2019. No. 7. P. 19 - 23 (in Russ.).

4. Dolgorukov P.V. The truth about Russia. Leipzig, 1861 (in Russ.).

5. Zhukov V.I. Actual problems of Philosophy, Sociology and Psychology of Law. M., 2019. P. 8, 13 (in Russ.).

6. From the history of the Constitution of the Russian Federation. Constitutional Commission: transcripts, materials, documents (1990 - 1993) / under the general editorship of O.G. Rumyantsev: in 6 vols. M., 2007. Vol. 1: 1990. P. 20 (in Russ.).

7. A plan of government reforms of count M.M. Speransky. M., 1905 (in Russ.).

8. Complete collection of Russian Platforms of all political parties. SPb., 1906 (in Russ.).

9. Savenkov A.N., Zhukov V.I. Sociology of Criminal Law (national research experience). M., 2020. P. 379, 380 (in Russ.).

Система Orphus

Loading...
Up