Право на ремикс: идеи и оригинальные формы музыкального творчества

 
Код статьиS102694520014108-9-1
DOI10.31857/S102694520014108-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Заместитель директора «Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»
Аффилиация: Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва, Б. Трехсвятительский пер. дом 3.. 436
Аннотация

Современный этап развития творчества характеризуется повышением технологичности этого вида деятельности. Искусство создания популярной музыки укладывается в эту тенденцию, высвечивая её преимущества и недостатки наиболее ярко. Особенность производства популярной музыки заключается в повторении стандартных выразительных средств, доказавших свою привлекательность. Копирование популярных фрагментов и эффектных музыкальных приемов приобрело массовый характер, вылившийся в становление звуковой ремикс-культуры. На этом фоне в судах мира увеличилось количество споров о границах законного заимствования музыкального материала. В медиа сфере обсуждаются примеры противоправного присвоения фрагментов из популярных песен, нарушающие права их композиторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Для разрешения таких споров в мире выработаны специализированные процедуры, результаты применения которых вызывают критику. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к правовой квалификации копирования музыкального материала. Исследуется феномен образования музыкальных стандартов, повторяющихся элементов, приёмов и клише, которые предлагается отнести к категории неохраняемых музыкальных идей на доктринальном уровне. Анализируются способы, применяемые для установления нарушения авторских прав, выявления фактов противоправного присвоения музыкального материала и существенного сходства произведений. Наше внимание обращено на тест уникального качества музыкального произведения и его обоснование с точки зрения принципов авторского права. Для вынесения решений по делам о копировании музыки мы предлагаем использовать данные о количественном соотношении охраняемого и неохраняемого материла в сравниваемых произведениях, а также об источниках заимствования, которые могут быть получены с помощью компьютерных средств распознавания музыки.

Ключевые словамузыкальный ремикс, производное произведение, заимствование, присвоение, плагиат, неохраняемая идея, тест уникального качества
Источник финансированиянет
Получено08.03.2021
Кол-во символов71548
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ПРАВО НА РЕМИКС: ИДЕИ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
2 2021 Р.А. Будник
3 «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам» Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики», Москва, E-mail: rbudnik@hse.ru Аннотация: Современный этап развития творчества характеризуется повышением технологичности этого вида деятельности. Искусство создания популярной музыки укладывается в эту тенденцию, высвечивая её преимущества и недостатки наиболее ярко. Особенность производства популярной музыки заключается в повторении стандартных выразительных средств, доказавших свою привлекательность. Копирование популярных фрагментов и эффектных музыкальных приемов приобрело массовый характер, вылившийся в становление звуковой ремикс-культуры. На этом фоне в судах мира увеличилось количество споров о границах законного заимствования музыкального материала. В медиа сфере обсуждаются примеры противоправного присвоения фрагментов из популярных песен, нарушающие права их композиторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Для разрешения таких споров в мире выработаны специализированные процедуры, результаты применения которых вызывают критику. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к правовой квалификации копирования музыкального материала. Исследуется феномен образования музыкальных стандартов, повторяющихся элементов, приёмов и клише, которые предлагается отнести к категории неохраняемых музыкальных идей на доктринальном уровне. Анализируются способы, применяемые для установления нарушения авторских прав, выявления фактов противоправного присвоения музыкального материала и существенного сходства произведений. Наше внимание обращено на тест уникального качества музыкального произведения и его обоснование с точки зрения принципов авторского права. Для вынесения решений по делам о копировании музыки мы предлагаем использовать данные о количественном соотношении охраняемого и неохраняемого материла в сравниваемых произведениях, а также об источниках заимствования, которые могут быть получены с помощью компьютерных средств распознавания музыки.
4 Ключевые слова: музыкальный ремикс, производное произведение, заимствование, присвоение, плагиат, неохраняемая идея, тест уникального качества
5 1. Постановка проблемы
6 Замечательным явлением творческого мейнстрима выступает расцвет жанра музыкальных ремиксов.1 На современном этапе развития музыки, а также средств и технологий её создания, в качестве исходного материала используются не только её базовые элементы2 такие как тон, тембр, интенсивность, продолжительность,3 но и существующие произведения, фрагменты из ранее созданных работ, плюс библиотеки звуковых полуфабрикатов – фреймов, сэмплов и лупов, сгенерированных с помощью компьютера.4 1. Hugh McIntyre. More And More, It's The Remix That's Actually The Hit. Forbes, 2016. [Электронный ресурс] >>>> дата обращения 16.02.2021.

2. Harold Owen. Music Theory Resource Book. Oxford University Press, 2000.

3. Tommy Swindali. Music Elements: Music Theory, Songwriting, Lyrics & Creativity Explained. Tommy Swindali, 2020, стр. 110-113.

4. Matthew T. Shelvock. Cloud-Based Music Production: Sampling, Synthesis, and Hip-Hop. CRC Press, 2020, стр.27.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх