From “methodological essentialism” to totalitarianism: unfinished dispute Karl Popper with Platon. Ethics and politics of Platon

 
PIIS102694520012728-1-1
DOI10.31857/S102694520012728-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Law faculty of Lomonosov Moscow state University
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 12
Pages25-34
Abstract

The article deals with a critical analysis of K. Popper of Platon's views on ethics and politics. The connection between justice and totalitarianism is analyzed in the context of Popper and Platon's views. The problem of the social ideal in connection with democracy, totalitarianism and revolution is revealed.

KeywordsPopper, Platon, totalitarianism, democracy, justice, utopian consciousness, revolution
Received21.10.2020
Publication date18.12.2020
Number of characters45810
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Этика и политика Платона
2 Критикуя этику и политику Платона, Поппер допускает больше всего перекосов, вызванных его политической пристрастностью. Дело доходит до прямых оскорблений: Платон в изображении Поппера выглядит едва ли не мошенником, скрывающим свой материализм, атеизм и стремление к власти под видом благопристойного, респектабельного учителя жизни, призывающего сохранить свою «бессмертную душу» и перейти в мир идей. Поппер демонстрирует «слишком человеческое», превращаясь из гуманиста и апологета компромисса в политического радикала, не знающего моральных ограничений. Либерал Поппер, без сомнения, переходит всякие границы, причисляя Платона, Гегеля и Маркса к пособникам нацизма.
3 Для греков и римлян справедливость – идеальная основа социального устройства, ее соблюдение – условие устойчивости, жизнеспособности и нормального функционирования государства. Поппер это понимает и начинает свою критику политических взглядов Платона с его теории справедливости, которая, как он полагает, лежит в основе его тоталитарного проекта. Согласно Попперу, главное в теории справедливости Платона – отстаивание неравенства и отрицание равенства. Характерная черта этики Платона – антииндивидуализм. Он ненавидит личность и ее свободу, «в сфере политики личность для Платона – сама сатана»1. Платон рассматривает справедливость не как отношение между индивидами, а как свойство государства. Важнейший критерий справедливости – интерес государства, нацеленного на сдерживание всякого развития. А поскольку такое государство может быть только сословным, разделенным на неравноправные классы, справедливость состоит и в том, чтобы поддерживать данное неравенство. В этом смысле, по Попперу, платоновская справедливость означает классовую привилегию. «Платон заменяет учение Фрасимаха о том, что право на стороне сильного, не менее варварским учением о том, что право на стороне всего, что повышает устойчивость и силу государства»2. В основе платоновского определения справедливости лежит требование тоталитарного классового правления и решение воплотить его в жизнь. «Принцип, по которому каждому классу надлежит заниматься своим собственным делом, если сказать кратко и по существу, означает следующее: государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами»3. Теория справедливости Платона, делает вывод Поппер, есть существо коллективистской, родовой, тоталитарной морали: «благо – это то, что в интересах моей группы, или моего рода, или моего государства»4. Такое понимание нравственности в сфере политики означает, что государство может делать все, что ему позволяет делать его сила (насилие над гражданами, агрессия против других государств). 1. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. Т. 1: Чары Платона. М., 1992. С. 142.

2. Там же. С. 144.

3. Там же. С. 128, 129.

4. Там же. С. 146.
4 Поппер утверждает, что холистское, антиэгалитарное понимание справедливости, данное в «Государстве», было нововведением, в Древней Греции под справедливостью понималось прямо противоположное. Платон, зная о широком распространении эгалитарной концепции справедливости, намеренно ее игнорирует, что говорит о его, с точки зрения Поппера, интеллектуальной нечестности. Греческое понимание справедливости было похожим на современное, т.е. было индивидуалистическим и эгалитарным: 1) равное распределение гражданских обязанностей, 2) равенство перед законом, 3) справедливый суд, 4) равное распределение преимуществ. Гуманистическая (либеральная, западническая) теория справедливости выдвигает три основных принципа: 1) эгалитаризм, 2) индивидуализм, 3) цель государства – защита свободы своих граждан. Каждому из этих требований соответствует принцип платонизма: 1) защита естественных привилегий, 2) холизм (коллективизм), 3) задача и цель индивида – сохранить и усилить стабильность государства. Согласно Попперу, Платон борется с эгалитаризмом и индивидуализмом, понимая, что это ведет к изменениям и разрушает родовой строй. Одно из средств борьбы, которое избирает Платон, – отождествление индивидуализма и эгоизма, что впоследствии дало основание называть его позицию гуманистической, альтруистической и почти христианской. Поппер оспаривает данное положение, утверждая, что эгоизм может быть и коллективным, а ядро христианской цивилизации – индивидуализм и эгалитаризм.

Number of purchasers: 0, views: 161

Readers community rating: votes 0

1. Popper K.R. Open society and its enemies / transl. from English ed by V.N. Sadovsky. Vol. 1: The spell of Platon. M., 1992. P. 29, 128, 129, 142, 144, 146, 148, 149, 150 - 152, 155, 161 - 169, 172, 173, 176 - 178, 185, 186, 201, 204, 210, 248.

2. Popper K.R. Assumptions and refutations. Growth of scientific knowledge / transl. from English. M., 2004. P. 588 - 592, 594, 599.

Система Orphus

Loading...
Up