Правовое регулирование захода торговых судов в иностранные порты в условиях пандемии Covid-19

 
Код статьиS102694520010654-0-1
DOI10.31857/S102694520010654-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта
Аффилиация: Российский университет транспорта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 7
Страницы100-110
АннотацияОдин из значительных вызовов за последние столетия, с которым столкнулась человеческая цивилизация, – это пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. В результате пострадали многие отрасли мировой экономики, не стало исключением и международное судоходство. Поскольку морские суда в процессе своей деятельности посещают иностранные порты, то «цепная реакция» их закрытия прибрежными государствами вызвала существенные проблемы как для судовладельцев, так и для людей, находящихся на борту (членов экипажа и пассажиров). Особенно тяжкие последствия настоящей «блокады» иностранных портов ощутили на себе пассажирские круизные суда, которым власти иностранных портов стали отказывать в заходе и высадке пассажиров. В статье анализируется практика иностранных и российских портов в условиях пандемии, которая может в значительной степени отличаться даже в пределах одного прибрежного государства. В одних морских портах введен относительно либеральный режим, предусматривающий, в частности, заблаговременную подачу судном дополнительной санитарно-эпидемиологической информации, осуществление бесконтактной термометрии членов экипажа и пассажиров, требование обязательного ношения медицинских масок и т.п. Другие порты вообще отказывают в заходе иностранным судам, в лучшем случае суда помещаются на карантин, а членам экипажа и пассажирам запрещено сходить на берег в течение инкубационного периода, длящегося около двух недель. Автор отмечает, что большинство российских портов в период пандемии коронавируса COVID-19 ограничились введением бесконтактной термометрии членов экипажа и пассажиров и/или соблюдения масочного режима В целях обоснования правомерности предпринимаемых прибрежными государствами ограничительных мер исследуются концепция свободы доступа судов в иностранные порты и право вынужденного захода. Правовой режим морских портов как составной части внутренних морских вод прибрежного государства определяется его законодательством, однако с учетом норм международного права. Каждое государство вправе самостоятельно принимать решение об открытии тех или иных своих портов для захода иностранных судов. Вместе с тем современная практика свидетельствует о том, что в интересах развития экономики и поддержания торговых связей прибрежные государства держат свои порты открытыми для международного судоходства. Концепция свободы доступа судов в иностранные порты получила достаточно широкое отражение как в доктрине международного права, представленной трудами видных отечественных и зарубежных ученых, так и в национальном законодательстве. По мнению автора, принятые портовыми властями в период пандемии ограничительные меры являются оправданными с точки зрения санитарно-эпидемиологической защиты населения. Если государство вводит режим самоизоляции в отношении собственных граждан, то, видимо, аналогичные меры будут правомерными и для иностранных граждан, прибывающих в порты на морских судах. Концепция свободы доступа морских судов в иностранные порты вовсе не означает, что прибрежное государство не может объявлять некоторые свои порты закрытыми для международного судоходства. Вместе с тем такое закрытие портов должно быть мотивированным, заблаговременно доведенным до заинтересованных лиц, юридически обоснованным и осуществляться на недискриминационной основе. Важное практическое значение имеет вывод, что иностранному судну, имеющему на борту больных коронавирусной инфекцией COVID-19 и осуществляющему вынужденный заход в порт, не может быть отказано в таком праве. Причем необходимость вынужденного захода не обязательно должна быть обусловлена наличием на борту больных коронавирусом, которым требуется срочная медицинская помощь, которую невозможно оказать в судовых условиях. Речь может идти о вынужденном заходе в связи с отсутствием продовольствия, воды, топлива и т.п. В заключение приводятся основные выводы по статье.
Ключевые словаморское право, порты, внутренние воды, торговые суда, коронавирусная инфекция COVID-19, капитан, экипаж, вынужденный заход
Получено04.05.2020
Дата публикации07.08.2020
Кол-во символов41721
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 730

Оценка читателей: голосов 0

1. Гроций Г. О праве войны и мира / под общ. ред. С.Б. Крылова. Репринт. с изд. 1956 г. М., 1994.

2. Гуцуляк В.Н. Международно-правовые аспекты вынужденного захода судна в иностранный порт. Морской транспорт. Экспресс-информация. Сер. «Организация и управление морским транспортом». Вып. 5 (110). М., 1990.

3. Джавад Ю.Х. Международные соглашения по морскому судоходству. М., 1968.

4. Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М., 1988.

5. Информационное агентство Интерфакс: «Почти половина экипажа авианосца "Шарль де Голль" заразилась коронавирусом». 17.04.2020. URL: https://www.interfax.ru/world/704809

6. Информационное агентство ТАСС. 08.04.2020. Италия отказала в заходе в свой порт судну НПО со спасенными мигрантами. URL: https://tass.ru/obschestvo/8194725

7. Информационное агентство ТАСС. 25.03.2020. Лайнер Diamond Princess очищен от коронавируса. URL: https://tass.ru/obschestvo/8070015

8. Колодкин А.Л. Вынужденный заход судна в порт // Словарь международного морского права. М., 1985. С. 37.

9. Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975.

10. Международное право / пер. с нем. В.М. Бергман. М., 2011.

11. Справочник капитана дальнего плавания / под ред. Г.Г. Ермолаева. М., 1988.

12. Фасхутдинов Р. Интервью с Юрием Сухоруковым, председателем Российского профессионального союза моряков (РПСМ). Моряки на фоне коронавируса: угрозы реальные и мнимые. 25.03.2020. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/moryaki_na_fone_koronavirusa_ugrozy_realnye_i_mnimye.html

13. Хакапаа К. Загрязнение морской среды и международное право. М., 1986.

14. Baatz Y. Maritime Law. Third ed. NY, 2014.

15. Churchill R.R., Lowe A.B. The Law of the Sea. Manchester, 1999.

16. Dooley B., Rich M. Cruise Ship’s Coronavirus Outbreak Leaves Crew Nowhere to Hide. 10.02.20. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/10/business/coronavirus-japan-cruise-ship.html

17. Hopkins F.N. Business and Law for the Shipmaster. Glasgow brown, son & Ferguson, LTD. Nautical Publisher, 1998.

18. Open waters: opening of ports 150 years ago remains a watershed moment in the nation's history. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/12/09/national/history/open-waters-opening-ports-150-years-ago-remains-watershed-moment-nations-history/#.XqKES2gzbIU

Система Orphus

Загрузка...
Вверх