Современное морское право Китая, его источники и особенности

 
Код статьиS013207690008693-4-1
DOI10.31857/S013207690008693-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта
Аффилиация: Российский университет транспорта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы163-175
Аннотация

Китай является одной из крупнейших морских держав, граничащих с Россией. Наши страны связывают многолетние узы дружбы и сотрудничества. В этой связи исследования правовой системы КНР, в т.ч. и в части, касающейся морского права, представляют особую актуальность. Китай – страна с морскими традициями, уходящими в глубокую древность, и опытом мореплавания, насчитываемым тысячелетия. Географическое положение Китая с выходом в Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайские моря, протяженная береговая линия, наличие более 700 портов и крупнейшего в мире торгового флота позволяют китайскому руководству выносить на повестку дня амбициозную задачу по превращению Китая в «могущественное морское государство». Вместе с тем очевидно, что реализовать такие планы невозможно без развитого морского права, являющегося базовой основой морской индустрии. В 1982 г. Китай подписал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., а в 1996 г. ратифицировал ее, внеся соответствующие изменения в свое морское законодательство. Кроме того, был принят целый ряд законов, имеющих принципиально важное значение для развития китайской экономики и ее морской составляющей.

С одной стороны, Китай – это страна с коммунистической идеологией и доминирующей ролью Компартии во всех сферах общественной жизни, с другой – активно использующая рыночные механизмы. Это т.н. формула «социализма с китайской спецификой». Таким образом, КНР идеологически по-прежнему остается социалистическим государством, но при этом широко использует элементы капитализма. Отсюда и особенности китайской правовой системы в целом и морского права, в частности. Кроме того, в соответствии с доктриной Дэн Сяопина «одна страна, две системы» различают правовые системы материкового Китая, Гонконга и Макао. В отличие от материкового Китая, правовая система Гонконга основана на английском общем праве, а для Макао характерна континентальная правовая система, унаследованная от Португалии. 

В статье исследуются основные положения Конституции КНР, принятой в 1982 г. (в ред. 2018 г.), которая, по существу, является основным источником, в т.ч. и китайского морского права. Рассмотрены порядок принятия законов и способы имплементации международно-правовых актов в законодательство КНР. Освещены особенности характерных для китайского права актов, известных под названием «Белые Книги». Анализируются положения наиболее важных и принципиальных законов в области китайского морского права, таких как Морской кодекс КНР 1992 г., Закон о территориальном море и прилежащей зоне 1992 г., Закон об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе КНР 1998 г., Закон о безопасности морского судоходства 2016 г., Закон о портах КНР 2017 г. Рассмотрены и другие виды морских нормативных правовых актов – административных правил, ведомственных актов, местных правил и т.д. Уделено внимание важному практическому вопросу, касающегося осуществления юрисдикции китайскими властями в отношении иностранных торговых судов. В этой связи резюмируется, что при осуществлении юрисдикции в отношении иностранных торговых судов китайские власти придерживаются норм международного договорного и обычного права.

В заключительной части приводятся обобщающие выводы.

Ключевые словаКитай, морское право, международный договор, «Белая Книга», Морской кодекс КНР, капитан, экипаж, судно, внутренние воды, территориальное море, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, юрисдикция
Источник финансированияСтатья подготовлена по результатам командировки в Уханьский университет (КНР) для чтения лекций в марте-апреле 2019 г.
Получено30.12.2019
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов48254
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1148

Оценка читателей: голосов 0

1. Титаренко М.Л. Итоги XVIII съезда Коммунистической партии Китая и перспективы развития Китая и российско-китайских отношений. Официальный сайт РАН. URL: http://www.ras.ru/CSearchResults.aspx?SearchString=%u0422%u0438%u0442%u0430%u0440%u0435%u043d%u043a%u043e+%u0421%u044a%u0435%u0437%u0434 (дата обращения: 11.12.2019).

2. Jin Yongming. On Modern System of the Law of the Sea and China's Practice, 6 China Legal Sci. 3 (2018). P. 14.

3. Liu Zhenmin. The Basic Position of China on the Settlement of Maritime Disputes through Negotiations, 2005 China Oceans L. Rev. 18 (2005). P. 19.

4. Ni Cheng-ao. The Question of Judicial Jurisdiction in International Law. Peking, 1964. P. 42, 43.

5. Zewei Yang. China's Participation in the Global Ocean Governance Reform: Its Lessons and Future Approaches. China & Global Ocean Governance Reform // XI Journal of East Asia and International Law (JEAIL) 2 (2018). P. 316.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх