The question of the balance between public and private interests in the legal regulation of meetings of deputies with voters

 
PIIS013207690004657-4-1
DOI10.31857/S013207690004657-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: The Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federаtion
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 4
Pages85-91
Abstract

The article analyzes the recent changes in Federal legislation regarding the forms and procedure of the meetings of the deputies of the Federal, regional and local levels. The characteristic of the content of the Decision of the constitutional Court of the Russian Federation from 27 10.11.2017 N-P "on business about check of constitutionality of provisions of the Federal law "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation concerning improvement of legislation on public events" in connection with inquiry of group of deputies of the State Duma.

KeywordsDeputy, voter, meetings, reports, meetings, public and private interests
Received03.04.2019
Publication date29.04.2019
Number of characters27199
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Законодательство России советского этапа развития закрепляло две тесно взаимосвязанные, однако далеко не однозначные формывзаимодействия депутатов с избирателями: отчеты депутатов перед избирателями и встречи депутатов с избирателями.
2 Отчеты депутатов перед избирателями ̶ составной элемент императивного и полусвободного мандата народного избранника. Отчет – это выступление депутата законодательного органа государственной власти с докладом о его работе и работе законодательного органа государственной власти за определенный период времени на собрании избирателей или собрании (конференции) избирательного объединения, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями1. 1. См.: Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004. С. 295, 296.
3 Встречи депутатов с избирателями проходят обычно на общих собраниях коллективов предприятий, учреждений, организаций, собраниях граждан по месту жительства. В отличие от отчетов депутатов перед избирателями встречи между ними не предполагают оценку деятельности депутата избирателями, которая заносится в протокол собрания и передается в законодательный орган государственной власти. Встречи депутата с избирателями полезны не только для избирателей, которые получают от депутата интересную информацию, но и для самого депутата. Критические замечания, предложения, просьбы избирателей позволяют депутату знать потребности и нужды населения избирательного округа и своевременно принимать меры для их удовлетворения2. 2. См.: Парламентское право России / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2013. С. 156. 157.
4 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»3, отвергнув императивный мандат депутата и фактически установив свободный мандат депутата, упоминает только встречи депутатов с избирателями, которые должны проходить не реже чем один раз в полгода, во время которых он информирует избирателей о своей деятельности (п. 2, 3 ст. 8)4. Именно такой была правовая регламентация встреч депутата с избирателями первоначальной редакцией названного Закона. 3. См.: СЗ РФ. 1994. № 2. ст. 74.

4. Однако принцип отчетности сохранился в конституциях (уставах) и законах ряда субъектов Российской Федерации применительно к статусу депутатов как регионального, так и местного уровней (см.: Нудненко Л.А. Конституционное право России: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». М., 2011. С. 116. 117. Сер. «Бакалавр»).
5 Реализация на практике идеологического и политического плюрализма, представительство в законодательных органах государственной власти депутатов от политической оппозиции повлекли появление стихийных встреч депутатов с избирателями на улицах и площадях, выступления депутатов на митингах, участие в демонстрациях и шествиях.
6 Результатом такого развития событий явился Федеральный закон от 7°июня 2017 г. № 107-ФЗ5, который внес изменения в ст. 8 Федерального закона о статусе членов Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы. Соответствующие изменения были внесены еще в три федеральных закона. Они были распространены также на депутатов регионального и муниципального уровней6. 5. См.: Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» // СЗ РФ. 2017. № 24, ст. 3476.

6. См. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 07.06.2017 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42, ст. 5005. 20; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №°131-ФЗ (в ред. от 07.06.2017 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822; Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (в ред. от 07.06.2017 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25, ст. 2485.

Number of purchasers: 2, views: 320

Readers community rating: votes 0

1. Antonov K. Protest napravili na pomojku // Kommersant. 2018. 6 yanv. URL: /kommersant.ru/doc/3415666

2. Nudnenko L.A. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. dlya stud. vuzov, obuchayush-chihsya po napravleniyu “Yurisprudenciya”. M., 2011. S. 116. 117. Ser. “Bakalavr”.

3. Nudnenko L.A. Konstitucionno-pravovoj status deputata zakonodatel'nogo orga-na gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii. SPb., 2004. S. 295, 296.

4. Parlamentskoe pravo Rossii / pod red. T.Ya. Habrievoj. M., 2013. S. 156. 157.

5. Yu. P. Sinel'shchikov vystupil v Konstitucionnom Sude po zakonu, uravnyavshemu vstrechi deputatov s izbiratelyami k mitingam. URL: //activities/169754.html

Система Orphus

Loading...
Up