On the form of government of Russia: past, present, prospects

 
PIIS013207690004647-3-1
DOI10.31857/S013207690004647-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Togliatti state University
Address: Russian Federation
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 4
Pages20-30
Abstract

The author defines the Russian model of power as follows: from presidential Republic taken everything, that strengthens President, from the parliamentary – everything, that weakens Parliament. The French model is based power. Features of presidential power under the Constitution of the Russian Federation associated with historical features its adoption and legitimize the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin. Form of Government in Russia – constitutional presidential monocyte. With the help of Russian President Vladimir Putin became the leader of Russia, retains its integrity, ensured the stability of the constitutional system. On the agenda – the task of overcoming the consequences of the monocyte. Proposes measures to improve the mechanism of power in Russia.

Keywordsform of Government, Presidential constitutional monocyte, the social order of Society, measures to improve
Received03.04.2019
Publication date29.04.2019
Number of characters34472
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Деление государств на монархии и республики в современных условиях констатирует различие государств только по названию (самоназванию) глав этих государств. Классическое деление формы правления на монархии и республики основывается на том, что наследственный или избираемый глава государства, не зависит от вида престолонаследия и характера выборов.
2 Такое деление стало рудиментом архаики, поскольку, с одной стороны, существуют избранные монархии (не увязываемые с престолонаследием), а с другой ̶ президенты некоторых республик благодаря особенностям конституционного механизма власти и собственной харизме превращаются в фактических и даже пожизненных лидеров1, имея больше власти, чем у монархов дуалистических монархий. 1. См.: Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана. 2012.
3 Обратимся к классическому определению дуалистической монархии, данному М.Н. Марченко в разделе «Форма правления» Энциклопедического словаря: «Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится у парламента, однако парламент фактически подчиняется монарху»2. 2. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М., 2001. С.°635.
4 Некоторые учёные сравнивают форму правления России с дуалистической монархией. Л.Д. Воеводин писал, что непредвзятый научный анализ приводит к выводу о «форме некой выборной монархии»3. По мнению Е.А.°Лукьяновой, «формой правления в нашей стране является выборная дуалистическая монархия с институтом престолопреемства»4. 3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 256.

4. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12. С. 6.
5 По мнению В.О. Лучина, «важно разобраться и в том, как скипетр и держава согласуются со ст. 1 Конституции»5. 5. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 294, 295.
6 Действительно, в России есть элементы монархизма: монархический герб; институт преемства, сформировавшийся де-факто на основе использования ч. 3 ст. 92 Конституции РФ, начиная с Указа Б.Н. Ельцина о назначении В.В. Путина ВРИО Президента РФ; указное право6 (например, Ельцин Указом вернул имперский герб, хотя это ̶ сфера законодательных полномочий, равно как и приватизация, проводившаяся на основе указного права); институт безответственности экс-президента РФ за деяния в период президентских полномочий, введённый Указом Президента РФ 31 декабря 1999 г.; 10%-ная президентская квота в составе Совета Федерации, введённая в 2014 г.7; наконец, так называемые «подразумеваемые полномочия» Президента РФ, легализованные Конституционным Судом РФ. 6. См.: Лучин В.О. Указное право в России. М., 1996; Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.

7. См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>>
7 Кроме того, в России де-факто реализуется «принцип постоянного расширения полномочий главы государства при сохранении незыблемости основного закона»8. Полномочия Президента РФ по отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), а также «отношения Президента и Председателя Правительства по поводу формирования состава Правительства остаются уделом закулисья»9. 8. Краснов М.А. Конституционные страхи // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 12.

9. Авакьян С.А. О возможных и конституционно легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 6.
8 По объёму полномочий Президента РФ иногда сравнивают с африканскими и латиноамериканскими республиками. Однако и в большинстве стран СНГ президенты обладают привилегированным статусом, который выражается в гипертрофированных полномочиях, причём в отношении всех ветвей власти, а не только исполнительной, которую он и формирует, и «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации» (п. «в» ст. 83 Конституции РФ). Это обстоятельство является юридической основой режима «ручного управления», превращая премьер-министра во вспомогательную фигуру.

Number of purchasers: 2, views: 415

Readers community rating: votes 0

1. Avak'yan S.A. O vozmozhnyh i konstitucionno legitimnyh putyah izmeneniya balansa vlastej v Rossijskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2008. ¹ 3. S. 6.

2. Avdeev D.A. Respublikanskaya forma pravleniya: problemy klassifikacii i identi-fikacii // Sovremennoe pravo. 2011. ¹ 4. S. 13–15.

3. Avdeev D.A. Rossijskaya reforma pravleniya v XXI veke: illyuziya reformy ili vremya peremen? // Sovremennoe pravo. 2012. ¹ 12. S. 14 - 16.

4. Avdeev D.A. Sovremennaya forma pravleniya Rossii // Rossijskoe pravo. Obrazovanie. Praktika. Nauka. 2016. ¹ 6. S. 25–28.

5. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. 6-e izd., izm. i dop. M., 2007. S. 137–142.

6. Blazhich N.I. Rossijskoe razdelenie vlastej v traktovke Konstitucionnogo Suda RF // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2004. ¹ 1. S. 8.

7. Bobrova N.A. Konstitucionnyj stroj i konstitucionalizm v Rossii. M., 2003. S.°113 - 129.

8. Bobrova N.A. Reforma vlasti i perspektivy razvitiya avtoritarnyh elementov ros-sijskoj Konstitucii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2005. ¹ 1. S. 10 - 12.

9. Bobrova N.A. Sootnoshenie konstitucionnogo instituta Prezidenta RF i vnekon-stitucionnogo instituta politicheskogo lidera strany // Politiko-pravovye mekhanizmy formirovaniya institutov publichnoj vlasti: VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Samara, 30 maya - 3 iyunya 2012 g.): materialy i doklady: [sbornik] / pod red. V. V. Polyanskogo, V. E. Volkova. Samara, 2013. S. 30 - 40.

10. Bobrova N.A. // Stenogramma zasedaniya Samarskoj gubernskoj Dumy ot 27°sentyabrya 1994 g.

11. Bogomolov N.S. Konstituciya Rossijskoj Federacii kak pravovaya osnova protivo-dejstviya korrupcii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2015. ¹ 12. S.°49.

12. Voevodin L.D. Yuridicheskij status lichnosti v Rossii. M., 1997. S. 256.

13. Volodin V. Izbrannoe. Fragmenty razgovora sekretarya prezidiuma gensoveta “Edinaya Rossiya” s chitatelyami “Rossijskoj gazety” // Ross. gaz. 2007. 28 sent. S. 8.

14. Gadzhi-Zade E.A. Konstitucionnye modeli formy pravleniya i institut prezident-stva v stranah SNG: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Volgograd, 2005.

15. Gde vzyat' armiyu chestnyh kontrolyorov? Interv'yu E. Primakova // Kommersant. 2008. 20 avg.

16. Dzidzoev R.M. Pravitel'stvennaya vlast': rossijskoe izmerenie. Krasnodar, 2010.

17. Ivanov S.V. Konstitucionno-pravovye garantii gosudarstvennogo edinstva i ter-ritorial'noj celostnosti Rossijskoj Federacii: dis. … kand. yurid nauk. Omsk, 2018. S. 40, 41.

18. Kazannik Aleksej: “Otdal svoj mandat El'cinu iz chuvstva spravedlivosti i ne zhaleyu ob etom”. Interv'yu // TASS. Informacionnoe agentstvo Rossii, 9 iyunya 2016 g. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3347868

19. Kondrashev A.A. Osobennosti sovremennogo sostoyaniya politicheskoj sistemy Rossii v kontekste harakteristiki gosudarstvennogo rezhima // Konstitucionnoe i muni-cipal'noe pravo. 2012. ¹ 5. S. 30.

20. Konstitucionnoe pravo: universitetskij kurs: ucheb.: v 2 t. T. 2 / pod red. A.I.°Kazannika, A.N. Kostyukova. M., 2015. S. 254.

21. Konstitucionnoe pravo. Enciklopedicheskij slovar' / otv. red. i ruk. avt. kol. S.A.°Avak'yan. M., 2001. S.°635.

22. Krasnov M.A. Konstitucionnye strahi // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. ¹ 6. S. 12.

23. Luk'yanova E.A. Nekotorye problemy Konstitucii Rossijskoj Federacii // Konsti-tucionnoe i municipal'noe pravo. 2007. ¹ 12. S. 6.

24. Luchin V.O. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Problemy realizacii. M., 2002. S.°294, 295.

25. Luchin V.O. Ukaznoe pravo v Rossii. M., 1996.

26. Luchin V.O., Mazurov A.V. Ukazy Prezidenta Rossijskoj Federacii. Osnovnye social'nye i pravovye harakteristiki. M., 2000.

27. Malinovskij V.A. Lider: prezidentskaya vlast' v Kazahstane na rubezhe epoh. Astana. 2012.

28. Melyohin A.V. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2009. S. 133.

29. Nechkin A.V. K voprosu o formah pravleniya v stranah SNG // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. ¹ 12. S. 11–16.

30. Prokof'ev V.N. Vyzovy prezidentalizma i perspektivy razvitiya demokratii v Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. ¹ 9. S. 21–30.

31. Solov'yov Vl. Russkaya ruletka… M., 2006. S. 77.

32. Solomanina Yu. V. Respublikanskaya forma pravleniya v Rossii: istoriya i sov-remennost': avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Vladimir, 2007. S. 22, 23.

33. Sravnitel'noe konstitucionnoe pravo: ucheb. posobie / otv. red. V.E. Chirkin. M., 2002. S. 259, 263.

34. Trofimova G.A. Konstitucionno-pravovaya otvetstvennost' publichno-pravovyh sub"ektov: delikty obshchego haraktera // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2018. ¹ 6. S. 3 - 11.

35. Uglanov A. Arbuznaya korka pod nogami prezidenta… Tyazhyoloe priznanie Mihaila Delyagina // Argumenty nedeli. 2018. 2–8 avg. S. 8.

36. Hudolej D.M. Osnovnye, gibridnye i atipichnye formy pravleniya // Vestnik Permskogo un-ta. Ser.: yuridicheskie nauki. 2010. ¹ 4. S. 55–57.

37. Chirkin V.E. Konstitucionnoe pravo: Rossiya i zarubezhnyj opyt. M., 1998. S.°287 - 293.

38. Shajo Andrash. Samoogranichenie vlasti (kratkij kurs konstitucionalizma) / per. s veng. M., 2001. S. 12.

39. Shejnis V.P. Vlast' i zakon: politika i konstituciya v Rossii v XX - XXI vekah. M., 2014. S. 95 - 97, 133–137.

40. Burkchardt F. Institutions and institutional change in post-communism. Munich, 2007.

41. Gray P. Can Bad executive institutions make good policy? The strange case of Russian government under Yeitzin and Putin. London, 2007. P.°19–25.

42. Remnick David R. The Struggle for a New Russia. New York, 1997. P. 77.

43. Sakwa R. Contempopary Russia: The Problem of displaced sovereignty in Russia and its Constitution: promises and reality. ¹ 1. Brill. Ac. Pub. 2008.

44. Warner M. What Putin`s Latest Win Means for Russia. PBS. 2013. P. 39–45.

Система Orphus

Loading...
Up