B.A. Kistyakovsky as a methodologist, philosopher and sociologist of law

 
PIIS013207690004441-7-1
DOI10.31857/S013207690004441-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Faculty of Law at Lomonosov Moscow state University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 3
Pages149-158
Abstract

The article analyzes the politico-legal concept of B.A. Kistyakovsky; the contribution of the Russian lawyer to the problems of epistemology and the axiology of law is shown from the position of neo-Kantian philosophy and methodology in the field of humanities at the beginning of the 20th century. The author pays attention to the issues of a socially just state in the interpretation of Kistyakovsky.

KeywordsPhilosophy of Law, history of political and legal doctrines, neo-Kantianism, methodology of legal science
Received25.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters38241
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 В настоящее время в отечественной юриспруденции не ослабевает интерес к классическим политико-правовым идеям, представленным, в частности, русскими дореволюционными правоведами. К таким «образцам», или «золотому фонду» русской философии права, следует отнести теорию методолога и социолога права, государствоведа Богдана Александровича Кистяковского (1868 - 1920). Его работы, несмотря на философский аспект разрабатываемых проблем, оказали влияние на юридическую науку. Многие замечания ученого в области теории и социологии права позволили уяснить особенности социо-гуманитарных наук в начале XX в. Неокантианец по методологической направленности и духу своего учения, он обосновывал множественность теоретических подходов в области правопонимания, оценивал право в качестве «культурного блага» в системе ценностных координат, развивал идеи правового и социально справедливого государства. Его рассуждения по вопросам гносеологии и аксиологии права можно обобщить, представив в виде нескольких блоков вопросов.
2

Методология социально-гуманитарных наук. Гносеология права

3 На рубеже XIX - XX вв., по оценкам Кистяковского, в научной среде наблюдалась неудовлетворенность исследованиями в социальной области. Такое состояние в науке он объяснял неуверенностью в достоверности знаний: в социальной сфере нет ничего объективного, прочно установленного, неопровержимо доказанного. Социальное знание представляло собой эклектику и субъективизм: оно было представлено противоречивыми мнениями, домыслами, построениями, из которых каждый выбирал те идеи, которые ему больше нравились. Кроме этого, рассуждал русский юрист, если в области естествознания возможны научная разработка и опыты, не затрагивающие проблем гносеологии, то в социальных науках проблемам познания уделяется особое внимание. Сам по себе факт различных оценок естественнонаучного и социально–научного знания в начале XX в. благодаря речам и публикациям В. Виндельбанда (1848 - 1915) и особенно сочинениям Г. Риккерта (1863 - 1936)1 для специалистов был очевиден; Б.А. Кистяковский же ставил задачу дополнить позитивно-научный метод нормативной этикой в духе философии И. Канта. С этих позиций он, как справедливо подчеркивает В.Н. Жуков, требует изучения не столько реально существующих проявлений государства и права, сколько их образов в сознании человека2. Отстаивая нормативный характер сознания, Кистяковский убежден, что научное познание социальной материи будет всегда обращаться к идее долженствования3. 1. В России неокантианская методология различения наук была известна в первую очередь благодаря переводам работ Риккерта (см.: Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903; Его же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911).

2. См.: Жуков В.Н. Кантианство и неокантианство в русской социологии права // Государство и право. 2015. № 9. С. 23.

3. «В то время как естественные науки исследуют все совершающееся как необходимо происходящее, отдельные дисциплины научной философии устанавливают и подвергают анализу долженствующее быть. Для естествознания высшим принципом является закон природы, для научной философии – нормы, или общеобязательные правила, теоретического мышления, практической деятельности и художественного творчества. Объединяющей категорией для всех естественных наук служит категория естественной необходимости; объединяющая категория для отдельных дисциплин научной философии выражается в сознании должного» (см.: Кистяковский Б.А. В защиту научно-философского идеализма // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. СПб., 1998. С. 120).
4 Б.А. Кистяковский предстает последователем философии И. Канта и европейских неокантианцев: в ракурсе социальных наук человек предстает и как продукт природы, и как творец, деятель культуры. Здесь возникает методологическая сложность, на которую указывает юрист: исследуя одновременно и социальные явления, и оценки человеческих целей и идеалов, нельзя провести четкую грань между социальной наукой, нацеленной на изучение объективных данных, и социальной философией, оценивающей человека, общество, право, государство с точки зрения их смысла и ценностных установок4. Однако для Кистяковского принципиально важным было не только (и не столько) разделить области социальной науки и философии, но и показать научный характер социальных исследований. 4. Основываясь на этом положении, Б.А. Кистяковский критикует работу «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова и теорию Р. Штаммлера. Оценивая работу русского философа, он заявляет, что это не столько «философия хозяйства», сколько «философия культурной деятельности человека», «социально-научная часть книги С.Н. Булгакова чересчур кратка, схематична и суммарна». Социальная система Р. Штаммлера, несмотря на то что дает импульс для социальных исследований, в целом оказывается несостоятельной (см. подр.: Кистяковский Б.А. Проблема и задача социально-научного познания // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / сост., прим., указ. В.В. Сапова. С. 21).

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1799

Readers community rating: votes 0

1. Dyugi L. Konstitucionnoe pravo. Obshchaya teoriya gosudarstva / per. s fr. M., 1908. S. 93.

2. Ellinek G. Sistema sub"ektivnyh publichnyh prav. SPb., 1905.

3. Zhukov V.N. Kantianstvo i neokantianstvo v russkoj sociologii prava // Gosudarstvo i pra-vo. 2015. ¹ 9. S. 23.

4. Kant I. O pogovorke “Mozhet byt', eto i verno v teorii, no ne goditsya dlya praktiki’ // Kant I. Soch. T. 1. Traktaty i stat'i (1784 - 1796). M., 1994. S. 343, 337.

5. Kistyakovskij B.A. V zashchitu nauchno-filosofskogo idealizma // Kistyakovskij B.A. Filosofiya i sociologiya prava / sost., prim., ukaz. V.V. Sapova. SPb., 1998. S. 120.

6. Kistyakovskij B.A. Gosudarstvennoe pravo (Obshchee i russkoe). Lekcii B.A. Kistya-kovskogo, chitannye v Moskovskom Kommercheskom Institute v 1908/9 akad. godu // Kistyakovskij B.A. Filosofiya i sociologiya prava / sost., prim., ukaz. V.V. Sapova. S. 249, 421, 422, 425, 427, 470.

7. Kistyakovskij B.A. Gosudarstvo pravovoe i socialisticheskoe // Voprosy filosofii i psi-hologii. Kn. 85. 1906, noyab. - dek.

8. Kistyakovskij B.A. Prava cheloveka i grazhdanina // Voprosy zhizni. 1905. ¹ 1.

9. Kistyakovskij B.A. Problema i zadacha social'no-nauchnogo poznaniya // Kistyakovskij B.A. Filosofiya i sociologiya prava / sost., prim., ukaz. V.V. Sapova. S. 21.

10. Kistyakovskij B.A. Social'nye nauki i pravo: ocherki po metodologii social'nyh nauk i ob-shchej teorii prava. M., 1916 // Kistyakovskij B.A. Filosofiya i sociologiya prava / sost., prim., ukaz. V.V. Sapova. S. 211, 212, 217, 221, 243–245, 258.

11. Menger A. Novoe uchenie o gosudarstve / per. s nem. B.A. Kistyakovskogo. SPb., 1905.

12. Muromcev S.A. Pravo i spravedlivost' // Sb. pravovedeniya i obshchestvennyh znanij. Trudy Yuridicheskogo obshchestva, sostoyashchego pri Imper. Moskov. Univ., i ego statistich-eskogo otdeleniya. T. 2. SPb., 1893; sm. takzhe: Ego zhe. Opredelenie i osnovnoe razdelenie prava. M., 1879.

13. Novgorodcev P.I. Vvedenie v filosofiyu prava. Krizis sovremennogo pravosoznaniya. M., 1996.

14. Rikkert G. Granicy estestvennonauchnogo obrazovaniya ponyatij. Logicheskoe vvedenie v istoricheskie nauki. SPb., 1903.

15. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture. SPb., 1911.

16. Sapov V.V. B.A. Kistyakovskij o prirode sociologicheskogo znaniya // Filosofiya prava: P.I. Novgorodcev, L.I. Petrazhickij, B.A. Kistyakovskij / pod red. E.A. Pribytkovoj. M., 2018. S. 274 - 290.

17. Taranovskij F.V. Dogmatika polozhitel'nogo gosudarstvennogo prava vo Francii pri starom poryadke. Yur'ev, 1911.

18. Taranovskij F.V. Yuridicheskij metod v gosudarstvennoj nauke. Ocherk razvitiya ego v Germanii. Istoriko-metodologicheskoe issledovanie. Varshava, 1904.

Система Orphus

Loading...
Up